Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/220

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

перепутала все карты либералов. «Рабочий класс возглавил борьбу народных масс против самодержавия. — Лозунг большевиков о массовой политической стачке дал свои результаты» [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКЩб), 1938, стр. 74]. По всей стране проходили митинги. Местом сборов митингов стали университетские помещения. На митингах собирались тысячи рабочих и революционных студентов. Особенно массовыми и бурными были собрания в Московском, Харьковском и Киевском университетах. Начали выходить явочным порядком, без всякой цензуры газеты, массовыми тиражами выпускались листовки большевиков.

Заключив в сентябре мир с Японией, царское правительство принимает меры к разгрому стачечного движения. 14/Х шеф жандармов Трепов публикует свой «знаменитый» приказ: «Холостых залпов не давать и патронов не жалеть». 13—14/Х в Петербург из Пскова была доставлена по небастовавшей Варшавской дороге 24  — я дивизия для борьбы против рабочих.

Полиция и черная сотня были брошены для разгрома стачки. В ряде мест стачка перерастает в вооруженное восстание. В середине октября в Екатеринославе произошла вооруженная схватка с войсками. В ответ на нападение казаков и полиции рабочие стали строить баррикады. По требованию шефа жандармов Трепова екатеринославский губернатор добился присылки из Одессы артиллерии. Либералы отказались поддержать рабочих и уговаривали их мирно стать на работу. Войска, несмотря на решительное сопротивление рабочих, разгромили баррикады. В Харькове всеобщая стачка сразу началась бурно. 10/Х полиция стреляла в рабочих, 11 /X вокруг Соборной площади было построено 10 баррикад. Центром борьбы стало здание университета, где собралось свыше тысячи человек, большинство из к-рых было вооружено различного рода оружием. 14/Х город был объявлен на военном положении.

В городе появилась артиллерия, и 15/Х стачка была прекращена. Столкновения с войсками и баррикадная борьба происходили в Одессе, Саратове, Ростове, Риге и других городах России. Таким образом, стачка вплотную подвела рабочий класс к вооруженному восстанию.

Октябрьская стачка 1905 (см.), охватившая всю страну и протекавшая с огромным единодушием, имела огромное значение. В процессе стачки было создано до 30 Советов рабочих депутатов. Они «стали самопроизвольно расти на почве, разрыхленной политической стачкой, удобренной кровью борцов за свободу» (Лени н, Сочинения, т. VIII, стр. 407). 13/Х 1905 организовался Совет в Петербурге. За Петербургским Советом организуются Советы рабочих депутатов в Москве и многих других городах. Большевики рассматривали Советы не как рабочий парламент, не как органы «местного самоуправления», как их расценивали меньшевики, а как боевые организации, как зачаточные органы власти и органы восстания. «Большевики рассматривали Советы, как зачатки революционной власти. Они считали, что сила и значение Советов зависят всецело от силы и успеха восстания» [История ВКЩб). Под ред. Комиссии ЦК ВКЩб), 1938, стр. 75]. Ленин уже тогда увидел в них зачаточные органы власти и органы восстания, а позднее, пользуясь опытом 1905, разработал стройную систему советского государства.«Дви 432

жение за Советы рабочих депутатов, начатое в 1905 году ленинградскими и московскими рабочими, привело в конечном счете к разгрому капитализма и победе социализма в одной шестой части мира» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 497).

Царское правительство под напором грандиозной силы пролетариата заколебалось. Николай II и его дворцовая шайка, чтобы спасти себя, вынуждены были 17/Х опубликовать манифест о созыве Государственной думы с участием представителей рабочих и крестьян, с обещанием гражданских свобод. «Манифест 17 октября был обманом народных масс, царской уловкой, своего рода передышкой, необходимой царю для того, чтобы усыпить легковерных, выиграть время, собраться с силами и потом ударить по революции» [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 74]. Вслед за опубликованием манифеста самодержавное правительство организовало многочисленные черносотенные погромы. Сам Николай II принял у себя делегацию черносотенцев и произнес перед ней хвалебную речь, благословив тем самым черные сотни на погромы. — 17/Х произошло избиение рабочих в Москве, в Марьиной роще. 18/X во время демонстрации в Москве провокатор Михальчук убил на улице недавно вышедшего из тюрьмы видного большевика Н. Э. Баумана (см.). Похороны Баумана превратились в мощную демонстрацию против царизма. На обратном пути часть возвращающихся рабочих была обстреляна казаками на Моховой улице.

В Петербурге 18/Х полковник Мин открыл стрельбу по Технологическому институту, где было собрание, и арестовал 37 человек.

18/Х Николай II демонстративно объявил войскам, стрелявшим в демонстрацию, благодарность за «верную службу». В Баку 20/X полиция организовала армяно-татарскую резню.

В Киеве попы организовали еврейский погром, которым руководил архиерей. Погром продолжался с 19 по 22/X. Было разграблено 1.500 еврейских квартир и торговых помещений, убито 47 человек, ранено 205. В Томске погромщики сожгли здание Управления Сибирской железной дороги и театр. Черносотенные погромы произошли в Туле, Казани, Минске, Феодосии, Одессе, Кишиневе, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Гомеле и др. городах. Всего в 100 городах насчитывалось более 4.000 убитых й более 10.000 изувеченных.

Так, вдрское правительство, с одной стороны, обещало реформы, с другой — натравливало темные силы на рабочих. Большевики указывали, что царизм еще не побежден, а только подорван; большевики еще более энергично призывали к вооруженному восстанию, к усиленной подготовке его. Петербургский комитет большевиков обратился к рабочим с призывом вооружаться: «Только вооруженное восстание и временное революционное правительство, только народная революционная армия избавит нас от всей гнусной шайки... А теперь, товарищи, оружия^ оружия, прежде всего!... Долой полицию и царское войско!».

В это же время т. Сталин, разоблачая меньшевиков, призывал к вооружению. Он говорил в день объявления манифеста 17/Х на митинге в Тифлисе: «Какая революция может победить без оружия и кто тот революционер, который говорит: долой оружие? Оратор, который это говорит, наверное толстовец, а не революционер, и