Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/65

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Судимость повышается, а с охлаждением  — понижается.

Определение степени возбудимости — производится следующим образом. Берут какой-нибудь раздражитель слабой интенсивности, положим, слабый индукционный удар, и пробуют его действие на возбудимую ткань. Если он не вызывает возбуждения, прибавляют интенсивность и вновь пробуют. Таким путем находят ту минимальную силу раздражения, к-рая производит минимальный эффект. Это минимальное раздражение называется пороговым раздражением. Интенсивность порогового раздражения является мерилом степени возбудимости. Когда возбудимость почемулибо понижается, интенсивность порогового раздражения соответственно возрастает или, как говорят, порог раздражения становится выше. Наоборот, когда возбудимость повышается, пороговое раздражение соответственно уменьшается или, как говорят, порог раздражения становится ниже. Так как раздражающее действие электрич. тока зависит как от силы, так и от продолжительности раздражения, то нельзя сказать, чтобы пороговое раздражение являлось точным мерилом возбудимости.

Французский ученый Лапик выработал способ раздражения, к-рым можно получить более точную характеристику возбудимости как функции времени. Согласно этому способу, сначала находят ту минимальную силу постоянного электрич. тока, к-рая в состоянии вызвать возбуждение мышцы независимо от длительности действия тока. Эту силу тока Лапик назвал реобазой. Удвоив реобазу, находят полезное время. Это время, в течение к-рого ток силы удвоенной реобазы должен действовать на ткань, чтобы вызвать минимальный эффект возбуждения, Лапик назвал хронаксией. Хронаксия представляет количественное выражение возбудимости, ее временную характеристику. Она отображает скорость и продолжительность жизненных процессов или, как еще говорят, подвижность, лабильность живой системы. Вследствие этого хронаксиметрия является более точным методом измерения возбудимости, чем определение последней по расстоянию индукционных катушек (более подробно см. Хронаксия). Задолго до Лапика русский ученый Н. Е. Введенский разработал учение о лабильности или подвижности возбудимой системы (1888), которое лежит в основе работ академика Ухтомского и его учеников.

Лит.: Беритов И. С., Общая физиология мышечной и нервной системы, М. — Л., 1937; Лапик Л., Эволюция современных учений о нервной системе, «Физиологический журнал СССР им. Сеченова» и «Успехи современной биологии», № 4—5, за 1935, посвященный XV Международному конгрессу; У х т Омск и й А. А., Из истории учения о нервном торможении, «Труды Ленинградского общества естествоиспытателей», т. LXIV, вып. 4, 1937; LapicqueL., L’excitability en fonction du temps, P., 1926.

И. Беритов.

Раздражимость у растений. Для явлений раздражимости у растений (как и у животных) характерно, что реакция растительного организма на воздействие не обнаруживает никакой соразмерности с этим последним в энергетич. отношении и не может быть воспроизведена вне живого растительного тела (без участия протоплазмы).

Типичными проявлениями раздражимости у высших растений могут служить различные движения их органов: складывание листочков и опускание черешков у стыдливой мимозы,сокращение тычинок барбариса и василька при прикосновении к ним насекомых, хватательные движения листьев у нек-рых насекомоядных растений и т. д. Сюда же относятся и более медленные движения растений; так, напр., проростки овса или вики, выращенные в темноте, после кратковременного освещения их с одной стороны изгибаются в эту сторону, хотя бы свет действовал на них всего только тысячную долю секунды. Энергичные движения могут быть вызваны действием на нек-рые части растений ничтожнейших количеств различных химич. соединений; самого слабого прикосновения достаточно, чтобы заставить усики лазящих растений закручиваться, и т. д. — Растение может реагировать на раздражения не только движениями, но и различными другими изменениями — в обмене веществ, в образований тех или иных видов энергии, в морфогенезе, в общем направлении процессов развития и т. п. Источником раздражения могут быть самые разнообразные факторы; сообразно с этим различают раздражения световые, химические, механические, электрические, тепловые, гравитационные и др.

Учение о Р. растений возникло в начале второй половины 19 в., когда в связи с эволюционной теорией Ч. Дарвина в сознание биологов начала проникать мысль о единстве всего живого и об отсутствии коренных различий в физиологии животного и растительного организма. Эта идея нашла свое отражение в терминологии, до сих пор еще применяемой в учении о раздражимости растительного организма: в основном она совпадает с терминологией соответствующего отдела физиологии животных, в особенности, когда речь идет о движениях растений (см. Тропизмы и Таксисы). — Цепь физиологических изменений от раздражения до реакции обычно делят на следующие звенья: восприятие раздражения (или сусцепция), возбуждение (или индукция), передача возбуждения и реакция. Порогом раздражения называют самое слабое воздействие, необходимое и достаточное для того, чтобы получилась ответная реакция. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность организма или органа к соответствующему раздражению. Первые попытки определить порог чувствительности растений (к механическим и химич. раздражениям) были сделаны Ч. Дарвином. Он нашел, что отрезок нити весом в 0, 00025 мг, повешенный на усик Sicyos angulatus, еще заставляет его изгибаться. Шупальцы росянки (Drosera), по Дарвину, реагируют движениями на 0, 000423 мг фосфорнокислого аммония. В обоих этих случаях чувствительность растения значительно превышает чувствительность органов осязания и вкуса у человека. Предельно слабое раздражение в некоторых случаях сразу же вызывает полную реакцию, и дальнейшее усиление раздражения уже не сопровождается усилением реакции. Такого типа реакция (по правилу «все или ничего») наблюдается, напр., у мимозы. В других случаях (напр., у усиков) при увеличении интенсивности раздражения постепенно усиливается (до известного предела) и интенсивность реакции. Иногда усиление раздражения в конце концов приводит к перемене знака реакции. Так, напр., проростки овса, реагирующие на слабый свет положительно-фототропическими изгибами, при усилении света выше известного предела начинают изгибаться в противоположную сторону, а при