Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/136

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

С конца 1864, живя еще в Манчестере, Э., хотя непосредственно и не руководил 1 Интернационалом, все же информировался Марксом о всех важнейших делах Генерального совета и часто давал Марксу существенные советы. По просьбе Маркса он написал в 1866 три статьи для «Commonwealth», лондонского органа Генсовета, о польском вопросе («Какое дело рабочему классу до Польши?»), в к-рых отстаивал позицию Маркса против прудонистов и других членов Генсовета, оказывавших сильное сопротивление требованию Маркса бороться за независимую Польшу. В этих статьях Э. «подчеркивает необходимость для пролетариата признать политическую независимость и „самоопределение"… крупных, великих наций Европы, отмечая нелепость „принципа национальностей“ (особенно в его бонапартистском использовании)…», доказывая, что «и бонапартизм, и царизм используют мелко-национальные движения в свою выгоду, против европейской демократии» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 258, подстрочн. прим.).

Энгельс в Лондоне. Франко-прусская война и Коммуна. 1 Интернационал. Около середины 1869, когда Э., получив от компаньона значительную сумму за отказ от своих прав, ушел из торговой фирмы, окончилось наконец его «египетское пленение». После поездки в Остенде и в Рейнскую провинцию Э. вновь приступил к научной, литературной и политической работе. Прежде всего он усиленно занялся ирландским вопросом, решив доказать также и исторически правильность установленного им сообща с Марксом положения, что англ. владычество в Ирландии является одним из главных оплотов англ. земельной аристократии и англ. буржуазии и что следовательно национальное освобождение Ирландии является условием революционизирования английского пролетариата. Ему однако не пришлось тогда изложить результаты своих занятий, так как подоспела вспыхнувшая летом (июль 1870) Франко-прусская война, поставившая перед европейским и в частности перед немецким пролетариатом ряд сложных политических проблем. С началом военных действий Э. стал публиковать блестящие, производившие большую сенсацию военные обзоры в лондонской «Pall Mall Gazette». Он принимал участие в выработке стратегических и тактических лозунгов, выдвинутых во время войны Марксом и Генеральным советом Интернационала, и сформулировал (15/VIII 1870) для Маркса «инструкцию для немецких рабочих», которая, будучи также дополнена и развита Марксом, оказала серьезное влияние на позицию немецких рабочих-социалистов во время войны. Для второго адреса Генерального совета по поводу войны, выпущенного 9 сент. 1870, уже после битвы при Седане, Э. написал, по предложению Маркса, ту часть, в которой доказывалось, что Германия и с военно-стратегической точки зрения не заинтересована в аннексии ЭльзасЛотарингии.

В вопросе о том, какова должна быть позиция франц. пролетариата по отношению к правительству национальной обороны, Э. в личном общении с французскими интернационалистами в Генеральном совете Интернационала (в члены которого он был кооптирован тотчас же после своего переезда — 20/IX 1870 — в Лондон), как и Маркс, защищал ту точку зрения, что самой правильной тактикой является: использовать демократические свободы для консолидации и организации пролетарской партии, а заключение мира предоставить буржуазно-республиканскому правительству. Так как после Седана и свержения Бонапарта война со стороны Германии стала династической грабительской войной, то Энгельс на этом втором этапе войны всеми силами защищал дело национальной обороны французов, одновременно однако предостерегая французских членов Интернационала от скатывания к шовинизму. Он принимал активное участие в организованной Генеральным советом кампании за скорейшее признание французской республики Англией. В своих статьях в «Pall Mall Gazette» он популяризировал дело национальной обороны французов; разбирая военную обстановку, он указывал на благоприятные для французской оборонительной войны моменты и разоблачал генерала Трошю как дезорганизатора защиты Парижа, который больше боится парижских рабочих кварталов, чем Пруссии, и из страха перед движением пролетариата избегает энергичных военных действий. Во время зимней кампании Э., к-рого социал-шовинисты и социал-фашисты вместе с анархистами так любят изображать патентованным нем. патриотом или пангерманцем, при содействии Лафарга отправил правительству национальной обороны материалы, полученные Марксом от влиятельного нем. либерального политика И. Микеля, бывшего в молодости членом «Союза коммунистов». Это были официальные данные и подробное описание плачевного состояния прусских войск и продовольственных затруднений в армии, к к-рым были приложены выработанные Э. планы и советы относительно энергичного продолжения оборонительной войны против Пруссии.

К этому времени Э. принимал уже активное участие в работе Интернационала и стал — всегда бок-о-бок с Марксом — руководить Генеральным советом. Начиная с 1871, он был секретарем-корреспондентом по Бельгии и Испании, а вскоре также и по Италии, Португалии и Дании. Во время Парижской Коммуны Э. информировал Генеральный совет о военном положении Парижа. В Парижской Коммуне, в солидаризации пролетариата всех стран с этой пролетарской революцией, с этой первой попыткой установления диктатуры пролетариата, Э., как и Маркс, видел крупнейший успех Интернационала. Но одновременно он сознавал, что поражение ее, совпавшее с завершением целого ряда крупных буржуазно-демократических движений и переворотов, открыло новую историческую эпоху, к-рая в странах с б. или м. установившимся буржуазно-демократическим режимом повелительно поставила задачу: используя все возможности, представляемые буржуазной законностью, умело сочетая легальную агитацию с нелегальной, создать самостоятельные массовые рабочие партии, которые должны наряду с экономической вести также политическую борьбу и воспитывать пролетариат — и в периоды, относительного политического затишья — в духе революционного социализма (ср. Энгельс, Карл Маркс; Э.—Бебелю 20/VI 1873 и Э.—Зорге 12/IX 1874; также Ленин, Соч., т. XX, стр. 133). После падения Коммуны, в новой исторической обстановке, борьба Э. в первые годы была направлена прежде всего против тех течений, к-рые пропагандировали в среде пролетариата, прикрываясь