Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/250

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ческое учение о боге, ангелах, церкви и сообщал данные из области естествознания; дал много указаний по с. х-ву, домоводству и т. д. Последние отделы носят характер практического руководства; они-то в значительной мере и обеспечили популярность «Origines», которые сохранились в большом количестве рукописных экземпляров и до 1529 выдержали 9 печатных изданий.

Тем не менее для укрепления католической ортодоксии труд Исидора вскоре оказался недостаточно выдержанным, главным образом благодаря терпимости в отношении античной науки. В 9 веке появилась Э. «De universo» (О вселенной, 22 книги, законченные ок. 847) Грабана Мавра (Hrabanus Maurus), майнцского архиепископа, который взял за основу Э. Исидора, но подверг ее строгой проверке по Августину и отбросил «семь свободных искусств» античности. Это отражало отмирание класса торговой буржуазии в обстановке складывавшихся на основе натурального хозяйства феодальных отношений и начавшуюся борьбу феодальной церкви за свою идеологию. Из позднейших Э., боровшихся за феодальную идеологию, следует указать работу францисканского монаха Гланвилля «De proprietatibus rerum» (О свойствах вещей, 19 книг, написанных около 1360; от 1479 по 1494 было 12 изданий). Но в середине 13 века не только в Италии, но и севернее Альп стало увеличиваться экономическое значение городов, торговли и ремесла. Ряд Э. явился идеологическим вооружением этого нового этапа. Уже Винцент Бовесский (ум. ок. 1264) в своей Э. «Bibliotheca mundi» или «Speculus maius» (Всемирная библиотека или Великое зерцало, 80 книг) вновь кладет труды античных писателей в основу научных построений и не боится позаимствовать у язычников. Дальнейший шаг в этом направлении был сделан другом Данте Брунетто Латини в Э., написанной по-французски: «Li livres dou trésor» (Книга сокровищ; написана в 1260—67; позднее она была изложена автором итальянскими стихами под названием «II tesoro»). В специальном разделе Брунетто, вооружая горожан на борьбу за независимость от феодальных землевладельцев, описывает социальный и политический строй городских республик Италии и обсуждает вопросы управления городами.

Э. эпохи разложения феодализма и мануфактурного периода. К 14 в. идеология новой торгово-ростовщической буржуазии создала профиль «всесторонне развитого человека», «homo universalis», приспособленного ко всяким превратностям судьбы. Ему необходимо было широкое образование; одним из средств к этому были Э. В 14—16 вв. увеличивается количество списков бывших раньше в ходу Э., а с изобретением книгопечатания многие из них появляются в печатном виде. Первая оригинальная Э. этой эпохи была составлена Рафаэлем Маффеи из Вольтерры («Commentariorum rerum urbanarum libri XXXVIII» — 38 книг заметок по городским делам, Рим, 1506; перепечатано в Париже в 1526). Она дает описание известного тогда мира, включая самые последние открытия испанских и португ. путешественников, биографии знаменитых людей и наконец изложение дисциплин. Являясь мало искусной компиляцией, Э. Маффеи до 1603 все же выдержала 6 изданий.

Обостренная борьба эпохи Реформации и крестьянских войн, закончившаяся победой реакции (контрреформация), нуждалась в более гибком идеологическом оружии, чем эти Э. Ряд бесцветных, незначительных Э., появившихся в 16 и нач. 17 вв., особого значения не имел. Кроме указанных выше энциклопедий Рингельсберга и Скалиха следует лишь отметить протестантскую Э. «Scientiarum omnium encyclopaedia septem tomis distincta» (Энциклопедия всех знаний, разделенная на семь томов) богослова Генриха Альстеда (1588—1638), в которой материал был расположен в алфавитном порядке, тогда как в прежних Э. преобладал порядок тематический.

С середины 17 века буржуазия, оправившись после поражения, вновь начала идеологическую борьбу против твердынь феодализма. Создалась большая нужда в Э. и притом более доступной широким кругам. Даже тематическая форма изложения оказывается слишком сложной и неудобной, и материал начинает размещаться в алфавитном порядке и по принципу словарей. Поэтому многие Э. носят название словарей (Lexicon, Dictionnaire). Одним из первых словарей этого типа была Э. Луи Морери — «Le grand dictionnaire historique ou le mélange curieux de l’histoire sacrée et profane» (Большой исторический словарь или любопытный сборник духовной и светской истории), первое издание которого вышло в промышленном г. Лионе в 1674, а двадцатое — в Париже в 1759. Эта Э., составители к-рой ополчились на старый порядок с оружием иронии и юмора, получила большую популярность не только во Франции — она была переведена на немецкий, итальянский, испанский и английский языки.

Большей последовательностью отличался «Lexicon rationale sive thesaurus philosophicus ordine alphabetico digestus» (Рациональный словарь или философская сокровищница расколоженная, в алфавитном порядке, Роттердам, 1692), составленный и выдержанный в ярко картезианском направлении Этьеном Шовеном; но он не пользовался такой известностью, как словарь Морери. Самой знаменитой Э. того века была «Dictionnaire historique et critique» (Роттердам, 1695—97) Пьера Бэйля (см.), к-рая явилась боевым ответом гугенотской буржуазии на отмену Нантского эдикта (в 1685) и стала настольной книгой всех свободомыслящих. Против религиозного догматизма она пускала в ход оружие скептицизма и язвительную иронию, и морали, основанной на страхе и суеверии, она противопоставляла более глубокую атеистическую мораль. Вся книга написана живым и ясным слогом, отдельные места, как например история папства и биографии пап, прекращались в занимательный, не лишенный пикантности рассказ. Успех и влияние энциклопедии Бэйля были чрезвычайно велики. Она переиздавалась впоследствии неоднократно с отвечающими моменту добавлениями и исправлениями.

Обеспокоенная успехом словаря Бэйля, феодально-клерикальная реакция решила противопоставить ему тяжелый заслон в виде сорокапятитомной энциклопедии «Bibliotheca universalis sacroprofana» (Всемирная церковно-светская библиотека; стала выходить с 1702), над которой работал францисканский монах, итальянец Винченцо Мариа Коронелли. Но