Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/251

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ему удалось издать только 7 томов, которые носили к тому же явные следы поспешности работы и были полны ошибок. Предприятие оказалось настолько несолидным, что после смерти автора не нашлось желающих продолжать его дело. Между тем идеологи крепнущей буржуазии выпускали одну Э. за другой. В Англии, где в результате революции власть оказалась в руках верхушки буржуазии, Э. 18 в. носили «деловой» характер. Это были специальные Э. Первой Э. такого типа был «Lexicon Technicum or an Universal English Dictionary of Arts and Sciences» (1704) Джона Гарриса (Технический словарь или всеобщий английский словарь науки и искусств), в котором впервые отсутствовали статьи по теологии, мифологии, истории древнего мира; не было географии, статей о поэзии; зато в статьях о ремеслах и промышленных предприятиях — в противоположность голому объяснению слов прежних Э. — содержались ценные сведения по технике, помогавшие овладеть ремеслом или организовать мануфактурное производство. Еще важнее была Э. Эфраима Чемберса (Chambers) «Cyclopaedia or an Universal Dictionary of Arts and Sciences» [Лондон, 1728; в первом изд. 2 тома; к моменту смерти (1740) Чемберс подготовил еще 7 томов; 5-е изд. вышло в 1746]. В основу ее была положена Э. Гарриса, от которой она отличалась тем, что в ней сильно была развита часть о земельных отношениях в Англии и были добавлены философский и политический отделы. Сохраняя «деловой» характер предыдущей Э., «Cyclopaedia» Чемберса была лишена ее сухости. Она была интересна отображением англ. порядков, которые на континенте казались недосягаемым образцом. Отсюда популярность Э. Чемберса в Европе. В 1748—49 выходит ее итальянское издание, ведутся переговоры об издании ее на французском языке.

Немецкие специальные энциклопедий  — «Reales Staats-Zeitungs- und Conversations-Lexicon» (Leipzig, 1704) и «Curioses und reales Natur-Kunst-Berg-Gewerbe- und Handelungs-Lexicon» (Leipzig, 1712; до 1792 выдержала ряд изданий) — вооружали буржуазию сведениями, необходимыми как для торговой и промышленной деятельности, так и для активного участия в политической жизни. Универсальный характер носил обширный словарь «Grosses vollständiges Universal-Lexicon aller Wissenschaften und Künste, welche bisher vom menschlichen Verstand und Witz erfunden und verbessert wurden» (64 тома, Галле и Лейпциг, 1732—50, и 4 тома дополнительных, 1751—54), по имени издателя известный как Цедлеровский словарь (Zedlerisches Lexicon). Он давал обширный фактический материал по истории, географии, топографии, особенно же материал биографический и генеалогический (последний используется историками дворянства и поныне). Однако ни эти ни другие немецкие Э. не носят боевого характера, что отвечало слабости и боязливости немецкой буржуазии, искавшей поддержки у абсолютизма. Эти энциклопедии интересны еще в том отношении, что они явились уже плодом работы ряда авторов. Запросы буржуазии оказались так разносторонни, что создание Э. становится не под силу одному даже весьма образованному человеку; выпуск действительно всеобъемлющего научного справочника с этого времени становится под силу в общем лишь целому коллективу.

Во второй половине 18 в. (1751—80) вышла Великая французская Э. Дидро—Д’Аламбера «Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», появление которой было крупнейшим общественно-политическим событием в истории Франции. Издатель ее Лебретон первоначально предполагал издать перевод 4-го издания Э. Чемберса, но Дени Дидро (см.), привлеченный для редактирования этой работы, предложил издание оригинальной французской энциклопедии с тем, чтобы направить философию, литературу, искусство и все достижения науки на борьбу против «старого порядка» и клерикализма. В выпущенном им совместно с Д'Аламбером (см.) «Проспекте Э.» были обрисованы задачи Э., причем подчеркивалось, что редакторы придают огромное значение презираемым дворянством «механическим искусствам» (т. е. промышленности) и считают заботу о лицах, занятых промышленным и сел.-хоз. производством, главной задачей правительства. «Хорошее правительство должно главным образом заботиться об их судьбе». Одна из задач Э. — «извлечь их из того унизительного состояния, в котором так долго держал их предрассудок». Выступая на защиту всех занятых в производстве, Э. стремилась разбить стену презрения, которой окружена была промышленная и рядовая торговая буржуазия. Проспект вызвал огромный интерес к предстоящему изданию. Несмотря на высокую цену (тысяча ливров) число подписчиков сразу достигло 2.000.

С первых же томов выяснилось, что Э. оправдала возлагавшиеся на нее надежды (о содержании и участниках Э. см. Энциклопедисты), и сейчас же после выхода первого тома против нее повело ожесточенную борьбу духовенство — эта опора старого порядка — и не только иезуиты, но даже «прогрессивные» янсенисты. Предлог был вскоре найден: писавший в Э. аббат Де Прад в выпущенной им диссертации высказывал мысли, которые были признаны еретическими и осуждены (Де Прад бежал в Германию). Вслед за тем еретической и вредной была признана и Э. в целом: в ней были найдены положения, «направленные к уничтожению королевского авторитета, укреплению духа независимости и возмущения и своими темными и двусмысленными выражениями способные заложить основы заблуждения, порчи нравов и неверия». Издание было запрещено, а все подготовленные для следующих томов материалы предписывалось сдать в руки властей. Этими материалами пытались овладеть иезуиты с тем, чтобы самим продолжать энциклопедию. Однако под давлением нарастающей оппозиции и благодаря защите некоторых влиятельных лиц (в том числе Мальзерба и Помпадур) запрещение было отменено при условии большей умеренности издания. Это ограничение осталось фикцией. Растущее общественное возбуждение, наоборот, позволило редакторам Э. высказываться более откровенно и с большей смелостью бичевать старый порядок и церковь. Тем не менее, когда Д’Аламбер в статье «Женева» стал восхвалять женевское социнианское духовенство и простоту образа его жизни, косвенно критикуя католическое духовенство, последнее добилось запрещения продажи Э. и