Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/254

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

дебными рабочему движению и социализму (Э. Брокгауза и Мейера). К этому типу можно отнести и новую французскую Э. — «La Grande Encyclopédie, inventaire raisonné des sciences, des lettres et des arts» (31 том, 1886—1903, Париж), к-рая носит сухой академический характер справочника и к работе в к-рой были привлечены лучшие силы буржуазной науки и литературы, по преимуществу однако умеренно-консервативного, отчасти и клерикального направления. Нек-рые Э. теряют последние остатки либерализма, взамен которого возникает симбиоз либерализма с клерикализмом и оголтелой поповщиной. Таковы напр. новейшее издание Ларуса («Nouveau Larousse illustré, dictionnaire universel encyclopédique», 7 томов, 1901—04), ежемесячные издания Э. Ларуса («Larousse mensuel illustré, revue encyclopédique universelle», выходящий с марта 1907) и 6-томный «Larousse du XX siècle». Наконец существуют и такие Э., к-рые идут по пути коммерциализации науки, приспособляя ее к спросу филистерского мещанства.

Картину такого превращения обнаруживают позднейшие издания Британской Э. В особенности это относится к последнему ее изданию, 14-му, вышедшему в 1929, в к-ром не только было проведено обновление фактического материала, но которое претерпело изменения и принципиально методологического характера. Последовательное фритредерство исчезает со страниц Британской Э. В целях широкого распространения и рекламы издания издатели гонятся за именами авторов (примером может служить привлечение Троцкого для статьи о Ленине), не задумываясь над вопросом о единстве научного мировоззрения не только в целом, но даже в пределах одной и той же научной специальности. Главным читателем Э. является теперь уже мелкий буржуа-мещанин, всезнайка и невежда, к-рого прельщает возможность в суммарном виде познакомиться с достижениями мировой науки, не обременяя излишним образом свой ум и не затрачивая много времени. В соответствии с этим Британская Э. ставит перед собой задачу дать читателю краткое популярное и законченное изложение предмета кем-нибудь из крупнейших и признанных авторитетов буржуазной науки, политики или искусства и наряду с этим помещает по важнейшим вопросам статьи, являющиеся полным провалом, чтобы не сказать «халтурой» (напр. статья главного редактора Гарвина «Капитализм»). Оформление издания Британской энциклопедии — шрифт, бумага, формат, иллюстрации, портативность — представляет собой лучшее, что создало в области энциклопедических словарей современное книгопечатание на Западе.

Только сплочение вокруг финансового капитала всех реакционных элементов, характерное для империализма, создало возможность появления в 20 в. обширнейшей Испанской Э. («Encyclopedia universal ilustrada europeo-americana», 1907—30, 70 томов по 1.400—1.600 страниц текста в два столбца; последние 50 томов вышли после войны; с 1930 выходят дополнительные тома; до ноября 1932 вышло их семь), напечатанной на прекрасной бумаге, изобилующей тонко сделанными иллюстрациями, чертежами, картами и цветными гравюрами. Она очень мало места уделяет естественно-научным дисциплинам. Зато довольно полно представлена техника, и особенно много места отведено биографиям деятелей артистического и художественного мира, католической церкви, представителей аристократии и династий. Огромное место отведено мифологическим лицам — так наз. священной истории (Аарон, Авель, Моисей. и др.), к-рые трактуются как подлинные исторические деятели, святым обоего пола, монахам различных орденов, епископам и папам. Изложение враждебных христианству теорий сопровождается «разносной» клерикальной критикой (статья «Материализм») или содержит ядовитые намеки на «гипотетичность» фактов (статья «Дарвин»). Биографии революционных вождей и изложение их учений полны явно клеветнических утверждений («Джугашвили», «Ульянов») или сдабриваются цитатами из антимарксистских писателей (статья «Маркс»). Рабочее движение (статья «Стачки») излагается с тем, чтобы доказать, что забастовки вредят и самому рабочему и народному богатству страны.

Не менее яркий реакционный характер носит и Э. «классического» фашизма — Итальянская энциклопедия — «Enciclopedia Italiana di scienzia, lettere ed arti» (начата в 1929, к ноябрю 1932 появилось 15 томов), выпускаемая в Милане. Это роскошное, великолепно иллюстрированное издание находится под патронатом короля и удостоилось благословения папы. Муссолини в одной из своих речей заявил, что это «крупное предприятие делает честь режиму и ставит Италию в этом поприще на первое место среди всех стран мира». Итальянская Э. ничуть не меньше, чем Испанская, третирует науку как служанку религии и гл. обр. демагогической фашистской идеологии. Но делает она это несколько тоньше. Со страниц ее идет травля материализма, коммунизма и рабочего движения и защита религии. Но все это тонко облекается в наукообразную и академическую пелену. Энциклопедия изобилует большими, богато иллюстрированными статьями по технике и искусству, но крайне слаба (как это и понятно) в социально-политических отделах. Представление о «научности» статей этого рода дает статья «Большевизм», в к-рой последний определяется как «максимализм» в отличие от меньшевизма, означающего «минимализм», и говорится, что русская с.-д. партия основана была в 1898 Плехановым и Аксельродом. В этой бессодержательной статье ни слова нет о теоретической стороне большевизма. Интересно отметить, что статья занимает три столбца, а например статья «Игральные карты» — ок. десяти столбцов, не считая 8 страниц иллюстраций. Из восточных энциклопедий необходимо отметить «Большую японскую энциклопедию» (Дай Хякка Дзиттен), первый том которой вышел в 1931, к 1 января 1932 вышло 13 томов, всего же должно выйти 24 тома. Эта энциклопедия по своему содержанию подходит к типу больших западноевропейских буржуазных энциклопедий.

А. Д., И. З., Б. Д.

III. Энциклопедия в дореволюционной России.

Типичная общая Э. — развернутый алфавитный справочник, статьи которого планомерно охватывают все области знания,— появилась в России лишь с развитием капиталистич. отношений. Феодальная Россия не знала Э. в собственном смысле этого слова. Можно отметить лишь предшественников подобного рода изданий, еще не развивших всех типич. черт. Э.