Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/256

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

влияние и на ряд русских энциклопедических изданий.

Так, в допугачевские годы царствования Екатерины II, отмеченные внешним дворянским увлечением «господином Вольтером», в придворных кругах даже возникла мысль о переводе «Большой французской энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера; но пугачевское восстание ликвидировало внешнее «вольтерианство» дворянской знати и вместе с ним также планы издания Французской энциклопедии. Однако кое-что в этой области было сделано по частному почину. Одновременно в Москве и Петербурге появилось несколько выпусков «Статей из Энциклопедии», в том числе «Экономии» (Руссо), «Морали», «Парижа» (отд. вып. в 1770) и др. Кроме того один из первых русских историков, стремившихся установить «законы» исторического процесса, И. Н. Болтин, перевел почти половину этой энциклопедии — до буквы К. Пытался выпустить в свет ее полный перевод и Богданович (автор «Душеньки»). Кроме него некий Веревкин предлагал в 1792 ежегодно переводить по 2 тома Энциклопедии, но эти попытки так и не привели к изданию этого труда.

Влияние Франц. энциклопедии продолжало сказываться на нек-рых последующих энциклопедических справочниках. Этому способствовало развитие дворянского либерализма, расцветшего на почве начавшегося разложения крепостных отношений. В 1803—06 появился трехтомный «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту, содержащий разные в российском языке иностранные речения и технические термины». Составителем этой новой Э. был Н. Яновский. Налет буржуазной революционности сказывается в таких статьях, как «Республика», «Конституция»,— в последней читателю дается указание: «Читай конституцию французскую, каковая была предложена Конвенту Национальным собранием 15 февраля 1793». В статье «Республика» отмечается, что «любовь к отечеству, без сомнения, бывает деятельнее в такой области, где каждый гражданин составляет часть самодержавия или верховной власти». Научная и техническая части «словотолкователя» Яновского отличались большим богатством и основательностью для своей эпохи — в нем помещены такие статьи, как «Алгебра», «Геометрия», «Фосфор», «Химия» (статья на 12 столбцах), и такие, как «Типография», «Термолампа», «Газ» (статья на 20 столбцах), «Коммерция» и пр.

В числе энциклопедических работ, связанных с нарождающейся идеологией дворянско-буржуазного либерализма, стоит и попытка секретаря Петербургского общества любителей российской словесности А. Никитина издать новый словарь на основе энциклопедии Дидро и Д’Аламбера и новых немецких и английских энциклопедий. Попытка не получила осуществления; надлежит отметить в этом неудавшемся плане очевидную ориентировку на слои городского мещанства; по мнению А. Никитина, энциклопедию надо издать потому, что она «есть сокращение библиотеки, а потому заменит ее для малоимущих читателей».

Особенно интересна попытка близкого к декабристам московского типографа С. А. Селивановского, вышедшего из наборщиков, издать «Энциклопедический словарь». Все издание было повидимому рассчитано на 40—45 томов, из них вышли в свет лишь три (последний кончается словом «Бургундия»). Сам С. А. Селивановский играл роль главного редактора энциклопедии, в числе основных сотрудников были декабристы Штейнгель и Кюхельбекер, а также крупные имена тогдашнего ученого мира: П. М. Строев, С. И. Шевырев, И. Я. Зацепин. Начало составления «Энциклопедического словаря» относится к концу 1821, третий же том отпечатан не позже начала 1826, уже после восстания декабристов. В связи с восстанием декабристов, в результате следственных допросов Штейнгеля, издание было конфисковано, а издатель подвергнут обыску (10 мая 1826) и взят под полицейский надзор. Уцелело лишь несколько экземпляров издания без титульных листов и предисловия; содержание их характеризуется либеральной трактовкой ряда тем (Д’Аламбер, Англия и др.) и многочисленными переводами — заимствованиями из иностранных энциклопедий.

С этим же кругом энциклопедических изданий в известной мере смыкается интереснейший энциклопедический справочник крепостной России — словарь петрашевцев (см.), известный под названием «Карманного словаря иностранных слов» (1845—46), под редакцией полковника Кириллова (не подозревавшего всей «крамольности» выходящего под его наблюдением издания). В то время как прежние словари, связанные в той или иной мере с идеологией буржуазной революционности, не пронизаны ею особенно глубоко и отнюдь не являются центральными идеологическими памятниками классовой борьбы на этом фронте, словарь петрашевцев играет роль одного из основных идеологических документов их движения. Словарь вышел в двух выпусках: первый проредактирован В. Майковым, к-рый и является автором главнейших статей; работа же по второму выпуску (редактирование всего текста и написание главных статей) повидимому в значительной части проведена самим Петрашевским. Обе части далеко не одинаковы по идеологическому содержанию и направлению. Весь первый выпуск проникнут мелкобуржуазной идеологией Сисмонди. Тут восхваляется мелкая земельная собственность: «Наука давно доказала, что вообще раздробление поземельной собственности есть первое условие общественного благосостояния и что в особенности нищета и разврат английской черни имеют своим источником скопление огромных поместий в немногих руках». Статья «Конституция», написанная Майковым, скептически относилась к конституционному строю и определяла «это хваленое правление» как «аристократию богатств». Выпуск, редактированный Петрашевским, отмечен более всего влиянием утопического социализма Фурье. Характерна статья «Нормальное состояние»: в ней высказаны мысли, что «нормальность развития или нормальное состояние человека находится не только в связи, но и в полной зависимости от нормального развития самого общества», а последнее является «нормальным» лишь в том случае, если «доставляет всякому из членов своих средства для удовлетворения их нужд согласно потребностям…». В конце статьи были ссылки на «Овенизм», «Социализм», «Фурьеризм» и в прибавлении к «Словарю» на «Коммунизм»; из перечисленных статей лишь «Овенизм» был напечатан, прочие статьи не увидели света. В статье «Новаторство» в скрытой от цензуры форме проповедуется необходимость полити-