Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/257

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ческого переворота; по мнению автора статьи, слово новатор «должно приятно раздаваться в ушах тех людей, для сердца к-рых дороги высшие интересы человечества и его интегрального развития». Словарь был прекращен на 2-м выпуске как антиправительственное издание.

Этой группе словарей, пропагандирующих в той или иной форме буржуазно-демократические идеи, а иногда и взгляды утопического социализма, противостоит круг реакционных дворянско-крепостнических энциклопедических изданий. Самым значительным был изданный в начале 30-х гг. 19 века «Энциклопедический лексикон» А. Плюшара. В его редакторы был нанят за хорошие деньги известный редактор «Северной пчелы» Н. И. Греч (см.), который пытался сорганизовать редакцию из выдающихся научных и литературных сил, но безуспешно,— так, приглашенный участвовать в энциклопедии А. С. Пушкин не согласился работать с этой «воровской шайкой». Вышедший в пору самой мрачной дворянско-крепостнической реакции словарь Плюшара был ее «достойным» идеологическим орудием: о России Николая I сообщалось, что она «наслаждается всеми благами земными, счастьем, довольством, славою, любит и благословляет государя своего» (ст. об Александре I), Французская энциклопедия Дидро и Д’Аламбера объявлялась «несовершенным памятником лжеумствований 18 в.» (ст. Дидро), а о самом Д’Аламбере говорилось след.: «Более всего заслуживает он порицания за свои так называемые философические сочинения, в которых он издевается над религиею христианскою; этим он положил на имя свое неизгладимое пятно, которого не закроет ни знаменитость литератора, ни слава геометра». Целый ряд определений социальных понятий насыщен эксплоататорским классовым содержанием, иногда выявленным с неподражаемой откровенностью («джентльмен означает всякого благовоспитанного и порядочного человека, даже не дворянина, но который не работает для своего пропитания»), и т. д.

Издание Плюшара сопровождалось громкой рекламой, имело хороший внешний вид и выходило аккуратно. Количество подписчиков для того времени было огромно — свыше 6.000 человек. Подавляющее большинство их принадлежало к дворянству: при 4-м томе словаря был опубликован список подписчиков — это были военные (30%), чиновники (34%), купцы (5%), лица свободных профессий, несколько мещан и три крестьянина. Греч, получая премиальную плату с каждого подписчика, выручил уже по выходе 1-го тома огромную сумму (свыше 22 тыс. р.) и тем возбудил зависть других литературных бандитов — Сенковского и Булгарина, к-рые начали изводить Греча своими рецензиями на словарь. Греч ушел и на его место вскоре сел Сенковский, но выпустил только 14-й том, т. к. Греч разоблачил всю халтурность работы нового редактора. 15, 16 и 17 тт. вышли под редакцией разных лиц, и издание приостановилось. Политическая сторона «Энциклопедического лексикона» вполне удовлетворила даже Николая I, к-рый принял его под свое покровительство, с чем Сенковский с восторгом поздравлял читателей в предисловии к 12-му тому.

К группе дворянско-крепостнических реакционных изданий относится и последняя Э. крепостной России — «Справочный энциклопедический словарь», издание к-рого предприняли типограф-иностранец Край и литератор A. Старчевский. Первый том их словаря вышел в 1847. Издатель Край вскоре отказался от участия, и А. Старчевский принял издание на себя. Двенадцатитомная энциклопедия была с большими перерывами закончена в 1855. Словарь носил справочно-компилятивный характер, большинство статей представляло собой сокращения из энциклопедии Брокгауза (Conversations-Lexicon) и других нем. и франц. справочников. Статьи общественного отдела были проникнуты реакционно-крепостническим направлением, статьи «Революция» и «Республика» в словаре совсем отсутствовали, но зато была дана подробная статья о «роде Романовых», наполненная различными баснями, возвеличивавшими происхождение царской «фамилии». Также и жгучие вопросы кануна крестьянской реформы — вопросы крепостного права, его назревшей отмены и массового движения — или совсем не нашли в словаре своего отражения или получили трактовку, желательную консервативному крепостническому дворянству. Следует отметить также ряд вышедших в 1-й половине 19 века справочников узкой специальности, к-рые, особенно в своей «гуманитарной» тематике (литература, история), были связаны с той же крепостническо-дворянской идеологией. Таковы напр. «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина…» митрополита Евгения Болховитинова (1818), «Словарь древней и новой поэзии» Н. Остолопова (1821), «Словарь достопамятных людей русской земли» Д. Бантыш-Каменского (1836 и 1847), «Военный энциклопедический лексикон» Зедлера (1837), «Лексикон чистой и прикладной математики» B. Буняковского (1839) и т. д.

Пореформенная эпоха отмечена появлением ряда новых Э. «Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и писателями» под редакцией публициста А. А. Краевского (редактор газеты «Голос»), начал выходить о 1861. Всего вышло 5 томов на букву А и один том на букву Е. Издание субсидировалось правительством и собрало вокруг себя группу разнородных по политическим оттенкам писателей — от крепостника-реакционера Е. М. Феоктистова (редактор всеобщей истории) и попа Ф. Ф. Сидонского (богословие) до будущего политического эмигранта П. Л. Лаврова, редактора отдела философских наук. Нет сомнения, что политические разногласия очень скоро привели бы к расколу внутри основного ядра сотрудников; но быстрое прекращение выхода словаря предупредило это. Редакция стремилась прикрыться знаменем «аполитичности» — «не проповедывать какое-либо учение, но поставить читателя на совершенно научную фактическую точку зрения». Лишь в статьях, написанных П. Лавровым, можно уловить оттенок нек-рой оппозиционности; так, в статье «Абсолютизм» под видом изложения взглядов Прудона дается некоторая критика самодержавного строя, утверждается, что абсолютизм держится на религиозных основах и там, где они «потрясаются», «потрясается» и абсолютизм. В конце статьи — многозначительное замечание: «О противниках абсолютизма сказано в статьях конституция и демократия». Вышедшие тома являют собой картину крайней несогласованности и отсутствия общего плана и загромождены малоценным справочным материалом, отражающим вкусы и специализацию отдель-