Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/279

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

его жизни «О природе», занимавший 37 книг. До нас эти сочинения не дошли. Характерно, что идеалист Гегель не сожалеет об утере сочинений Э. «Вряд ли мы должны,— пишет он,— очень жалеть о том, что они до нас не дошли; скорее мы должны благодарить бога за то, что их нет» (Гегель, История философии, т. П, 1932, стр. 364). До нас дошли лишь хранившиеся в части сгоревшей библиотеки Геркуланума отрывки двадцать восьмой книги Э. «О природе». Кроме них сохранилось несколько писем Э. и разного рода свидетельства древних писателей о нем. Весьма важным историческим источником понимания философии Э. является материалистическая поэма «О природе вещей» выше упоминавшегося Т. Лукреция Кара.

Материалистическая философия Э. является продолжением материалистической линии философии древней Греции, в частности атомистического материализма Левкиппа и Демокрита. Однако учение Э. значительно отличается от атомизма Демокрита и является по отношению к нему шагом вперед. В эпоху Э. происходит значительное развитие купеческого капитала, и Э., являясь его идеологом, выступает радикальным просветителем. Однако эпоха Э. совпадает с эпохой упадка Греции, что также получает свое идеологическое отражение в философии Эпикура. Он призывает к удалению от активной общественной деятельности. Ему приписывается максима «старайся прожить незаметно».

Э. является также крупнейшим атеистом древности. Отрицание «первичного толчка» и признание, что причина движения связана с материей, лежит в самой материи, означало практически устранение богов и отрицание их вмешательства в дела мира. Учение Э. было прогрессивным явлением и серьезным актом критики тогдашней религии. Э. — сенсуалист-материалист. Он требует знания вещей, требует их объяснения естественными причинами, отбрасывает вмешательство сверхъестественных сил. Он — представитель науки своей эпохи и думает, что только путем ее распространения можно уничтожить суеверие. Вот почему Маркс считает его популяризатором науки, радикальным просветителем древности. Также Ленин отмечает, что философия Эпикура содержит ряд «гениальных догадок» и дает «указание пути науке» (Ленинский сб., XII, стр. 255).

Материалистическое учение Э. построено на том, что из ничего ничто не происходит. Исходный пункт его философии — признание материи. Существуют только материальные атомы и пустое пространство. Атомы — вечны и неразрушимы. Атомы — неизменны, неуничтожаемы, протяженны, неделимы, числом бесконечны, различаются между собой по форме, величине, гладкости, круглости, шероховатости. Многообразие мира есть следствие комбинации этих атомов. Атомы постоянно движутся. Механическим сочетанием атомов в пустом пространстве объясняется многообразие вещей и миров. Нет души как нематериальной силы. Душа материальна и состоит из маленьких тончайших и гладких атомов. Возникновение образов, восприятие вещей происходит таким образом, что из вещей истекают особого рода частички — как бы отпечатки вещей — и проникают в наши органы чувств. Существенное изменение, внесенное в учение Демокрита Э., в основном сводится к двум моментам. Для Демокрита движение было постулировано как необходимость. Демокрит признает движение вечным, необходимым и говорит, что нелепо ставить вопрос о его причине. Э. также признает вечность движения, но пытается объяснить причину движения тяжестью. По этому поводу Энгельс пишет: «…Эпикур приписывал атомам не только различную величину, но и различный вес, т. е., по-своему, уже знал атомный вес и атомный объем» (Энгельс Ф., Диалектика природы, М.—Л., 1930, стр. 88). Далее Э. полагает, что признание движения только прямолинейным недостаточно для объяснения образования миров, и в отличие от Демокрита считает, что при падении «вниз» атомы отклоняются от своего первоначального пути и благодаря этому отклонению происходит столкновение между ними и образуются вещи.

Другое существенное отличие между Э. и Демокритом заключается в том, что Демокрит склоняется в сторону рационализма. Правда, чувственное познание не отрицается, но оно ограничивается, ибо вследствие своей неточности не может дать истинного познания. Истинное познание возможно путем умозрения. Чувственное восприятие — источник, но не критерий истинности. Критерий истины — мышление. Э. является материалистом и сенсуалистом, акцентирует на чувства и считает, что чувство дает истинное познание. Критерием истины служат показания наших чувств. Хотя роль мышления у Э. не отрицается, но последнее имеет подчиненное значение.

Учение Э. распадается на три части: канонику — учение о познании и критерии истины, физику — объяснение явлений природы и этику — учение о разумных наслаждениях.

Э. пытается распространить свой материализм на все явления природы, чтобы отовсюду изгнать веру в сверхчувственные силы, в богов. Важной стороной его физики является признание материальности и закономерности явлений, объяснение их механической причинностью, материализация души и отрицание ее бессмертия. На основе своей атомистической теории он пытается построить и учение о разумном наслаждении. Высшее благо — счастие, отсутствие всякого страдания, наслаждение, но не моментальное, преходящее наслаждение, а наслаждение как длительное состояние. Э. считает, что нужно освободиться от всего того, что мешает наслаждению. Одним из главных препятствий является страх смерти и страх божественной силы. Э. пытается доказать, что страх смерти — пустой предрассудок, что после смерти ничего нет, и поэтому нечего бояться, ибо душа сама смертна, перестает существовать. Вся его аргументация против страха смерти является по существу антирелигиозной пропагандой, распространением положительного знания, достигнутого греческой мыслью в его эпоху. Другим моментом, препятствующим достижению счастья, является, по мнению Э., страх перед божественной силой. Э. на основе своего атомистического, механистического материализма доказывает, что богов бояться нечего, ибо они существа безвредные и вовсе не интересуются человеком. Э. учит, что человек, отбросив этот страх, должен стремиться к тому, чтобы быть счастливым. А счастье состоит, по его мнению, в независимости и спокойствии духа. Опираясь на естественные стремления человека, он отдает преимущество такому наслаждению, которое является длительным. Такими могут быть только наслаждение и благо духовные. Дружба