Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/286

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

нистых пучков, подходящих к водяным устьицам. Иногда само устьице разрушается, и вода выделяется прямо из эпитемы, оказывающейся обнаженной.

ЭПИТЕТ (греч. epitetos — приложенный), слово, характеризующее какой-либо предмет, явление. В этом смысле Э. является любое прилагательное. В художественной литературе Э. приобретает особенное значение как одно из существеннейших средств словесной конкретизации мышления в образах.

Эпитетация у художника определяется его классовой направленностью: его Э. можно понять только в целостной системе его творчества, в единстве с ней. Так, у кулацкого писателя, создающего в интересах своего класса образ «идиллической» деревни, не знающей классовой борьбы, находим и подбор Э., выделяющих в явлениях нужные ему черты:

В селе Красный Волок — ядреный народ.
Лебедушки-девки, а парни, что мед,
В моленых рубахах, в холщевых портах,
С малиновой речью на сладких губах (Клюев).


Наоборот, у пролетарского писателя, знающего кулацкие позиции и показывающего старую деревню в ее подлинной обстановке, Э. естественно совершенно иные:

За плохою
Сохою,
Лохматый,
Горбатый,
Истомленный мужицкой истомою,
Подпоясанный желтой соломою,
В рваной шапке, в дырявых лаптях,
Измочаленных на невозвратных путях,
Шел, согнувшись, дед Хренов…
(Демьян Бедный, «Кострома»).

В зависимости от изменения положения класса меняется система Э. и в пределах одной классовой литературы; так напр., в рус. буржуазной литературе отталкивание от неудовлетворявшей до 1905 действительности (в творчестве символистов) определяло и характер Э., обычно абстрактного, «бесплотного» и т. д.

Прохлада утренней весны
Пьянит ласкающим намеком,
О чем-то горестно далеком
Поют осмеянные сны (Брюсов).

Наоборот, после 1905, отстаивая новые буржуазные отношения, литература в творчестве, напр. акмеистов (см.), обращается уже к действительности, что определяет иную систему Э. — конкретных, точных, вещных и т. д.

…сыплется золото с кружев
Розоватых брабантских манжет. (Гумилев).

Т. о. эпитет понятен лишь в системе данной конкретной классовой литературы, являясь одним из моментов показа писателем действительности. Грамматически Э. осуществляется в разных формах — прилагательного, существительного («дева-роза» — Пушкин), соединением их, наречием, деепричастием (жадно смотрю, несутся, сверкая), глаголом («море смеялось» — Горький) и т. д. Развертывание Э. в целое предложение переводит его в метафору («дева-роза»).

Немарксистская поэтика шла по линии абстрактной формальной классификации Э., рассматривая его отвлеченно от того конкретно-исторического классового содержания литературного произведения, в к-ром он только и может быть понят. Различались Э. типизирующие и индивидуализирующие, Э. небходимые и украшающие (напр.: могучий, правдивый русский язык — последний Э. «необходимый»), Э. составные («розоперстая») и простые, редкие и постоянные (т. е. постоянно сопутствующие данному слову — красная девица) и т. д. Анализ Э. может быть основан только на раскрытии его значения в данной классовой системе отношений к действительности, закрепленной в литературном произведении. Иначе Э. превращается в абстрактную самодовлеющую категорию. В конкретно-историческом плане изучение Э. играет большую роль. Оно дает возможность прощупать классовую оценку писателем характеризуемых им явлений.

Лит.: Веселовский А. Н., Собрание сочинений, т. I, СПБ, 1913 (стр. 58—85 — Из истории эпитета); его же, В. А. Жуковский, СПБ, 1904; то же, П., 1918; Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Харьков, 1905; Рыбникова М. А., Книга о языке, 3 изд., М., 1926 (дана библиография); Зеленецкий А., Эпитеты литературной русской речи, ч. 1, М., 1913 (дана библиография); Балухатый С., Теория литературы (Аннотированная библиография), [Л.], 1929; Первов П., Эпитеты к русских былинах, «Филологические записки», Воронеж, 1901, вып. 1—2, 4—5, 6, 1902, вып. 1; Никитина Е. Ф. и Шувалов С. В., Поэтическое искусство Блока, [М.], 1926; Луцкая Ф., К поэтике С. Есенина, в сб. «Есенин», изд. «Работник просвещения», М., 1926; Тимофеев Л., О языке «Жизни Клима Самгина» М. Горького, «Красная новь», Москва—Ленинград, 1931, № 7; его же, О языке М. Горького, «Литература и язык в политехнической школе», Москва, 1932, №4; Meyer R. M., Deutsche Stilistik, 2 Aufl., Mūnchen, 1913; [[razr|Elster E.}}, Prinzipien der Literaturwissenschaft, В. II, Halle, 1911, S. 160—173; Engel E., Deutsche Stilkunst, 30 Aufl., Lpz., 1922; Breal M., Essai de sémantique, P., 1897; Meyer R. M., Die altgermanische Poesie, nach ihren formelhaften Elementen beschrieben, B., 1889; Bode W., Die Kenningar inder angelsächsischen Dichtung, Darmstadt, 1886; Keiser G. A., Stilstudien zu Leconte de Lisle, Halle, 1917; Rieder G., J.-K. Huysman’s Sprache,«Zeitschrift für französische Sprache und Literatur», Jena—Lpz., 1924, B. XLVII, H. 3 u. 4; Thоn L., Die Sprache des deutschen Impressionismus, München, 1928.

ЭПИТИМИЯ, или епитимия, церковное наказание, соединенное с покаянием, в первые четыре—пять веков христианства обычно публичным. См. Покаяние.

ЭПИФИЗ (от греч. epi — на, над и phyomai — расту), 1) суставный конец длинных трубчатых костей, до окончательного развития кости соединенный с средней частью (диафизом, см.), так наз. эпифизарным хрящом. Последний играет важную роль в росте кости; в эпифизарных хрящах происходят по мере развития кости, с одной стороны, процессы разрушения (замещения хрящевой ткани молодой костной), с другой стороны — размножение в центральных слоях хряща хрящевых клеток; последний момент обеспечивает существование хряща во все время роста кости, который был бы невозможен при отсутствии хряща. Когда размножение хрящевых клеток прекращается, хрящ рассасывается окончательно, Э. сливается целиком с диафизом и кость превращается в одно целое, заканчивая свой рост. 2) То же, что шишковидная железа (см.).

ЭПИФИЛЛЫ (греч. epi — на и phyllon — лист), эпифиты (см.), поселяющиеся на листьях. Встречаются в тропических и подтропических сырых областях на многолетних листьях. К эпифиллам относятся гл. обр. водоросли, мхи и лишайники. Иногда они наносят большой вред культурным растениям, вызывая отмирание листьев.

ЭПИФИТЫ, растения, проводящие всю свою жизнь или часть ее не на земле, а на ветвях и стволах деревьев, причем все вещества, необходимые для жизни, Э. получают извне, а не от того растения, на котором живут (отличие от паразитов, см.). Число Э. очень велико, они имеются среди всех классов растений, и вероятно ок. 10% растений ведет эпифитный образ жизни. Наиболее богаты Э. влажные и теплые места земли, особенно тропические леса. Во влажных, но менее теплых местностях