Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/366

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

билие мистики — одна из характернейших черт современной политической прессы Э. Несмотря на взаимную борьбу газет по вопросам внутренней политики, во внешней политике больших расхождений нет; особенно же единодушно все газеты до сих пор вели травлю против Союза ССР. Ничем по существу не отличается от остальных буржуазных газет и орган соц.-дем. партии, выделяющийся только разве крикливыми фразами и утонченным предательством рабочих интересов. В подготовке интервенции против СССР соц.-фашистская газета конкурировала с фашистскими. Рабочая печать ограничивается подпольными изданиями коммунистической партии и комсомола Э. Многократные попытки издавать легальные рабочие газеты за последние годы кончались неудачей: лишь только та или другая газета вступала на путь реальной защиты интересов рабочих, она немедленно закрывалась, а редактор получал несколько лет заключения. По количеству сравнительно богатой является и журнальная литература, но по существу она худосочна, а в основной области общественной жизни — экономике — даже отсутствует обобщающий орган. Мелочность и беспринципность в прессе являются лишь отражением мелочности, беспринципности, отсутствия перспектив в самой действительности, в конкретной жизни Э.

Рабочее движение. Отдельные вспышки борьбы рабочих имели место уже в первой половине 19 в. Первая внушительная забастовка произошла в 1872 в Нарве на Кренгольмской мануфактуре, где рабочие добились установления твердых норм выработки и оплаты. Широкая волна забастовок прокатывается потом в 1882—1883, когда происходит ряд выступлений в Нарве, Ревеле и др. местах; в Порт-Кунде в июне 1883 выступление носило особенно бурный характер: был ранен директор завода, произошел настоящий бой с полицией, наконец были вызваны войска для «усмирения» рабочих. В 80-х гг. в Ревеле образовались кружки во главе с квалифицированными рабочими, привезенными из Германии для вновь строившихся пром. предприятий. С кружками поддерживали связь также нек-рые эстонские интеллигенты. В кружках читались немецкие с.-д. газеты и брошюры. Нарвские рабочие имели тесную связь с революционными организациями Петербурга. Но с наступлением реакции в 80-х гг. затихла борьба рабочих, распались и кружки. Лишь в середине 90-х гг. с.-д. идеи снова начинают проникать в Э., но теперь уже через студентов (латышских, а потом русских) Юрьевского ун-та и не в рабочие массы, а в интеллигентскую среду. К концу 19 в. и в начале 20 в. в Юрьеве (Тарту) образовалось несколько подпольных марксистских кружков. Революционные идеи постепенно проникли в рабочие массы Нарвы и Ревеля. На нарвских фабриках работало много русских, среди них и такие, к-рые участвовали раньше в кружках, забастовках и т. д. в Петербурге; с другой стороны, в Петербурге работали тысячи эстонских рабочих, к-рые поддерживали связь со своими товарищами в Э. Но более прочную, организованную форму это движение приняло в 1901, когда в Ревель приехал М. И. Калинин. Созданный им подпольный рабочий кружок, развиваясь, разбился на ряд местных заводских кружков, которые потом, снова объединившись, создали центральный кружок, руководивший всей работой кружков. В период Русско-японской войны практические задачи кружков значительно выросли, движение быстро расширилось, что заставило интеллигентский кружок в Ревеле (высланные студенты и др.) объединиться с рабочими кружками, передать последним все свои функции и создать единый центр, руководящий общегородской комитет (осенью 1904). Этот момент можно считать формально созданием партийной организации РСДРП в Ревеле.

Революция 1905 принесла огромный рост рабочего движения и с.-д. партии, лишь постепенно ослабевший под ударами реакции. Происходившая между меньшевиками и большевиками борьба обострилась в 1906, вылившись в открытый бой на конференции с.-д. организаций Эстонского края в Териоках в февр. 1907, где меньшевики потерпели полное поражение. В течение лета 1907 рабочее движение продолжало развиваться, но массовые аресты в конце 1907 и начале 1908 (м. пр. почти полный разгром ревельской с.-д. организации — арест всего комитета и ок. 200 членов) сильно парализовали работу. Партийное руководство ослабело; попытки продолжать работу в легальных профсоюзах дали неудовлетворительные результаты. К концу 1909 закрылся легальный орган профсоюзов и ряд самих союзов, последние же союзы ликвидировались в 1910. В этом же году была сделана попытка созвать конференцию сохранившихся с.-д. ячеек, но вследствие провокации конференция была провалена и произошел ряд новых арестов. Наступило затишье: в результате предательств и арестов с.-д. организации во всех городах были почти полностью ликвидированы; в Ревеле сохранилась подпольная ячейка, но в ее центре сидел охранник. Опасаясь провокации, рабочие стали отходить от партии, которая почти совершенно прекратила работу. Новое движение возникает в другом промышленном городе Э. — Нарве — под непосредственным влиянием пролетарского Петербурга. В Нарве, по инициативе тт. Кясперт, Бук и др., под руководством т. Анвельта, начинает выходить в 1912 газ. «Kiir», к-рая быстро становится организующим центром и для рабочих других городов. В Ревеле в 1913 создается новая большевистская организация, возникают ячейки и в других местах (Пернове, Юрьеве и др.). Посильно помогают в этой работе и внешние организации эстонских рабочих — из Петербурга, Гельсингфорса и даже из Америки. Устанавливается связь с большевистским центром, признавшим (в начале 1914) «Kiir» органом большевистской партии. Кроме того центр командировал Г. И. Петровского для ознакомления с работой организаций (март 1914). Для согласования работы между отдельными городами в марте 1914 в Ревеле состоялось совещание представителей с.-д. организаций — первое после нескольких лет затишья. К лету 1914 партийные организации успешно развернули работу, была созвана даже конференция в Нарве (июнь 1914); разразившаяся империалистская война ликвидировала всю легальную работу, и последовавший затем разгром организации парализовал на некоторое время также подпольную работу. Но уже в 1916 возникают отдельные забастовки на заводах, начинают распространяться листовки, происходят стычки с полицией и казаками — предвестники событий 1917.

Весь 1917 прошел под знаком роста революц. рабочего движения и усиления в нем влияния большевистской партии, захватившей в октяб-