Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/398

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

(О языковых следах финских тевтонов-«чуди», сб. «Язык и литература», т. I, Л., 1926). Яфетидология (акад. Н. Я. Марр и его школа) на одном из первых этапов своего развития также придавала большое значение этно-лингвистическому субстрату как фактору трансформации языков, отвергнув его в дальнейшем. Подробнее об этом см. Яфетическая теория. В системе марксистского языкознания построения Э. т., базирующиеся на абстрактном понятии «этноса», подлежат серьезному критическому пересмотру. См. Языковедение.

Лит. по Э. т. огромна — до 1900 дана у Wechssler E., Giebt es Lautgesetze?, Halle a. S., 1900; см. также Meillеt A., La méthode comparative en linguistique historique, Oslo, 1925; Jespersen O., Language, its nature, deveopment and origin, 3 ed., L., 1925; Hirt H., Die Indogermanen, B. II, Strassburg, 1907.

M. H.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, являются собранием коллекций, отражающих быт, отдельные производства, предметы культа и произведения искусства различных народностей, населяющих земной шар. Большинство Э. м. создано в результате буржуазного коллекционирования, причем собиратели сосредоточивали свое внимание на сборе материалов у народов первобытных культур или материалов, характеризующих жизнь эксплоатируемых классов (гл. образом крестьянства). Буржуазные Э. м. (в т. ч. и Э. м. в дореволюционной России) не преследовали задач всестороннего освещения в своей экспозиции различных общественных укладов или их пережитков и, не вскрывая социальной сущности исторических процессов, сосредоточивали все внимание на показе отдельных вещей вне их связи с окружающим обществом и классовыми взаимоотношениями. В царской России главнейшие Э. м. были: Музей антропологии и этнографии при Академии наук в Петербурге, Русский музей в Петербурге и Этнографический отдел Румянцевского музея в Москве. Э. м. в России, так же как и на Западе, показывали преимущественно бытовые особенности народностей внеевропейских стран, живущих в стадиях докапиталистического развития.

После Октябрьской революции Э.м. начали постепенно перестраиваться, имея в основном задачу демонстрировать в своей экспозиции последовательный показ различных исторических процессов в рамках отдельных соц.-экономических формаций. Их задача — стать действенными очагами политико-просветительной, культурной и антирелигиозной массовой агитации и пропаганды, вскрывая в своей экспозиции классовые противоречия и классовую борьбу на разных этапах истории.

В основу Центрального музея народоведения в Москве легли все собрания Этнографического отдела б. Румянцевского музея, к-рый возник после этнографической выставки 1867, и коллекции по быту и трудовым промыслам Всесоюзной с.-х. и кустарной выставки 1923. В отличие от прежней экспозиции этнографических музеев, показывавших систематические коллекции по отдельным народностям, в Центральном музее народоведения в целях большей наглядности началось развертывание комплексных «обстановочных» сцен, передающих отдельные моменты трудовой жизни народов в подлинной бытовой обстановке. С момента его основания силами сотрудников были проведены многочисленные экспедиции и командировки; эти поездки дали в результате обширные коллекции по современному быту крестьянско-колхозного населения СССР. Общее количество экспонатов с 1924 удвоилось и составляет в наст. время 75 т. предметов. В музее выставлены коллекции по народам СССР, народам Китая, Австралии, Индонезии, Океании и Африки. При музее имеется вводный отдел, в к-ром показано развитие человека до современности.

С 1931 Центральный музей народоведения реорганизуется в Музей истории народов СССР и др. стран. Собирание, изучение и показ материалов строятся на принципах марксистской этнографии с подразделением основных комплексов по социально-экономическим формациям. Основная политическая задача музея — показать национальную политику ВКП(б) и колониальную политику буржуазных государств. Музей ведет широкую массовую работу (выставки, передвижки, лекции на заводах и в колхозах) и имеет широкую сеть корреспондентов по всему Союзу.

Музей антропологии и этнографии Академии наук СССР (МАЭ) в Ленинграде был основан при Петре I в виде кунсткамеры. С самого начала существования Академии наук (1725) МАЭ стал пополняться коллекциями академических экспедиций и отдельных путешественников. Уже в конце 18 в. он представлял собой мировое собрание предметов по быту народностей различных частей света. В 19 в. МАЭ пополнился ценнейшими коллекциями экспедиций Кука, Литке, Крузенштерна (по азиатским народностям), Юнкера (Африка), Миклухи-Маклая (Океания) и коллекциями по Восточной Сибири, собранными политическими ссыльными Штернбергом, Богоразом, Пекарским и др. В 1924 в связи с 200-летием Академии наук МАЭ получил обширные помещения, в которых разместились отделы: антропологии, археологии, эволюции и типологии культур и коллекции по Китаю, Австралии, Индии и Сев. Сибири. С 1930 началась коренная реорганизация МАЭ. Новая экспозиция дает развернутую картину колониальной политики империализма и в противоположность этому показывает национальную политику партии и правительства в отношении народов СССР. Общее количество экспонатов свыше 20 т. номеров. В МАЭ имеется обширная библиотека и ряд подсобных учреждений.

Этнографический отдел Гос. русского музея (Ленинград) основан в 1901 как часть Русского музея Александра III. До недавнего времени Этнографический отдел выражал собой тенденцию великорусского дворянского шовинизма и ставил своей задачей показать культуру России и прилегающих к ней стран и народов, на к-рых распространяется русское политическое и экономическое влияние. С начала своего существования и до наст. времени Этнографический отдел провел большое количество экспедиций и собрал более 200 тысяч предметов по быту и отдельным производствам народностей СССР. В наст. время музей приступил к реорганизации своих экспозиционных зал с целью связать экспозиции с задачами социалистического, хозяйственного и культурного строительства по всем республикам и областям СССР. При музее имеется этнотеатр, широко развернута политпросветработа, организуются выставки-передвижки и ведется методическая работа с организованным зрителем.

В Э. м. при Всеукраинской академии наук (Киев) выставлены результаты произведенно-