Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/81

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

вершавшего в то время свою эволюцию от народничества к марксизму, ни наконец поездка Лопатина в Россию (1884). В среду Э. проникает и провокация. Среди парижских эмигрантов появляется фигура Гартинга-Ландезена, который впоследствии стал главой русского политического сыска и провокации за границей. Вместе с тем в народовольческой эмиграции созревает финал грандиозной провокации Дегаева, который, добровольно приехав за границу, получает поручение содействовать убийству своего шефа, жандармского полковника Судейкина, чтобы хоть отчасти искупить этим свою вину.

Наконец публичное ренегатство Тихомирова завершило процесс разложения немногочисленной народовольческой Э. Большинство эмигрантов надолго уходит в личную жизнь, в поиски заработка, распыляется среди иностранцев. Только новый подъем общественной жизни в России после голода и холеры 1891—92 вызывает новое оживление в руководящих рядах старой Э. Группа «старых народовольцев» во главе с Лавровым и Серебряковым начинает издавать в Женеве «Материалы для истории русского социально-революционного движения» и маленький журнальчик «С родины на родину». В Лондоне старые эмигранты С. М. Кравчинский-Степняк [уже ставший известным европейской публике своими книгами «Подпольная Россия» и «Жизнь нигилиста» («Андрей Кожухов»)] и Ф. В. Волховский организуют об-во Друзей свободной России, издававшее на англ. яз. орган «Свободная Россия», а также и Фонд вольной русской прессы (см.), к-рый выпускал «Летучие листки» и ряд брошюр разоблачительного и конституционного направления.

Одновременно с началом распада старой народнической и народовольческой Э. среди некоторой части эмигрантов происходит процесс осмысливания прошлого революционного опыта, зашедшего в тупик, и в рус. политической Э. создается новое направление — марксизм. Возникает новая организация — группа «Освобождение труда», в к-рой главным теоретиком и писателем был Плеханов. После неудачных попыток сблизиться на общей литературной работе с эмиграционной организацией Народной воли (предполагалось близкое участие Плеханова в «Вестнике Народной воли») группа в 1883 оформилась как совершенно самостоятельная организация и явилась важнейшим идейным родоначальником российской с.-д-тии. Первые ее издания — «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» Плеханова — поставили ее в резко враждебные отношения со старой Э. Зато Энгельс признал в ней зарождение марксизма в России. В 1884 Дейч был по доносу арестован в Германии с транспортом литературы и выдан русскому правительству как «уголовный преступник». После его ареста группа надолго была значительно оторвана от России. Лишь с конца 80-х годов возобновились более или менее регулярные сношения ее с Россией, главным образом через посредство виленских с.-д. (еще раньше Плеханов был связан с группой Благоева в Петербурге и поместил статью в ее органе «Рабочий»). К этому периоду относится издание журнала «Социал-демократ» (1 сборник и 4 номера журнала, 1888—92), дававшего не только теоретические, публицистические и критические статьи, но и обстоятельные обзоры русской политической жизни.

Вообще социал-демократическая Э. была в это время еще малочисленной и случайной. Только с начала 90-х годов появляется в Европе как заметное явление и все растет социал-демократическая Э. Постоянно увеличивается число членов с.-д. кружков, приезжающих за границу на время для ознакомления с группой «Освобождение труда», с европ. рабочим движением, с текущей европ. марксистской литературой, и растет также число эмигрантов в прямом смысле этого слова, т. е. революционеров, спасавшихся от арестов и бежавших из ссылки. С середины 90-х гг. с.-д. Э. самоопределяется и организуется в «Союз русских социал-демократов за границей», который первым съездом РСДРП 1898 объявляется официальным представителем партии за границей. Союз издает ряд пропагандистских брошюр, а также периодич. издания: «Работник», «Листок работника», «Рабочее дело» и др. Между большинством молодых с.-д.-эмигрантов и «стариками», т. е. группой «Освобождение труда», возникают трения, к-рые к концу десятилетия переходят в открытый конфликт. «Молодые» обвиняют Плеханова и его группу в абстрактности их пропаганды, в непонимании практических задач рабочего движения в России. В свою очередь Плеханов с полным основанием обвиняет многих «молодых» в оппортунизме и «экономизме». Во главе «оппозиции» Плеханову еще с первой половины 90-х гг. стал Б. Кричевский, впоследствии один из основателей и редакторов органа «экономистов» «Рабочее дело», а позднее также ряд видных бундовцев из Э. На крайнем правом фланге эмигрантской «оппозиции» стояли в конце 90-х гг. временно находившиеся за границей Прокопович и Кускова, авторы известного «Кредо» (см.), т. е. «символа веры» тогдашних оппортунистов и ревизионистов, вызвавшего резкий протест как Плеханова в Э., так и Ленина и группы его сторонников в сибирской ссылке. Сам Ленин впервые появился за границей и познакомился с группой «Освобождение труда» еще весной 1895, причем произвел на всех «стариков» очень сильное впечатление; они увидели в нем все признаки подлинного революционного вождя, способного бороться с «экономизмом» и оппортунизмом всех видов. Но эта первая встреча была лишь эпизодом, причем она обнаружила нек-рые разногласия (об отношении к либералам) между «стариками» и Лениным, к-рые впоследствии выросли в глубочайшее расхождение между большевиками и меньшевиками по кардинальному вопросу о гегемонии пролетариата в русской революции. В конце 90-х гг. перенесено было за границу издание «Рабочей мысли», этого крайнего органа «экономизма». В противовес оппортунистическому «Союзу русских социал-демократов за границей» сторонники группы «Освобождение труда» основали революционную организацию «Социал-демократ».

Конец преобладанию оппортунизма в с.-д. Э. был положен с приездом за границу вернувшегося из ссылки Ленина, к-рый совместно с бывшей группой «Освобождение труда» и при помощи своих тогдашних единомышленников — Мартова и Потресова — организовал боевой политический орган «Искра» и теоретический журнал революционного марксизма «Заря». Это совпало с началом экономического кризиса в России и обострением политической борьбы, что в свою очередь вызвало, как следствие репрессий, новый наплыв с.-д. Э., на этот раз боевой,