Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/83

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

седал первый съезд партии с.-р. Туда наконец съехались депутаты разогнанной 1-й Государственной думы для составления Выборгского воззвания (см.). Но IV и V Съезды РСДРП, отличавшиеся большим многолюдством, происходили уже за границей, в Стокгольме и Лондоне. Ленин в 1906—07 жил сперва в Куоккале возле самой рус.-финляндской границы, а затем до конца 1907 в Гельсингфорсе. Осенью 1907 петерб. охранное отделение начало производить налеты в Финляндию в поисках революционеров. Положение их стало опасным, и с конца 1907 и начала 1908 за границу направляется и там снова оседает, на этот раз прочно и надолго, огромная и все растущая волна эмигрантов.

Главными центрами этой Э. являлись Париж, швейцарские города Женева, Берн и Цюрих, но она рассеяна была и в других городах Франции, Бельгии, отчасти Италии, Германии, а также в Вене, Кракове, Лондоне и в Америке, Северной и Южной, и даже в Австралии и Новой Зеландии, Значительную часть новой Э. составляли рабочие, которые так или иначе устраивались на фабриках и заводах. Иногда они организовывали артели, предприятия на кооперативных началах. Хуже было, особенно на первых порах, положение значительных групп деклассированной интеллигенции. Они не могли пристроиться ни к регулярному физическому труду, не имея нужной квалификации и привычки к физической работе, ни к умственной работе, зачастую не зная языка и не умея приспособиться к окружающей обстановке. В ряде городов существовали кассы взаимопомощи и бюро для подыскания работы рус. эмигрантам (в Париже во главе такого бюро в 1908—11 стояли тт. Антонов-Овсеенко и Лозовский). В Париже и некоторых других местах были рус. эмигрантские столовые, рус. библиотеки, устраивались вечера и концерты, лекции и доклады в пользу нуждающихся эмигрантов. В Э. очутились и нек-рые писатели, преследуемые правительством, как например М. Горький.

В политическом отношении новая Э. делилась на партийные организации и помогавшие им «группы содействия» из эмигрантской «периферии», а также рус. студенчества за границей и эмигрировавших туда массами рабочих и ремесленников. В эсеровской и анархистской Э. шла внутренняя борьба, а разоблачение провокации Азефа чрезвычайно деморализовало ряды эсеровской Э. В рядах РСДРП велась борьба б-ков с м-ками и ликвидаторами, с «впередовцами» и примиренцами, с бундовцами и троцкистами. С конца 1908 центром этой борьбы сделался Париж, где большевики под руководством Ленина издавали ЦО партии «Социал-демократ» и «Пролетарий», а позднее «Рабочую газету», а меньшевики — «Голос социал-демократа». Плеханов издавал в Женеве свой «Дневник социал-демократа», а Троцкий в Вене — свой орган «Правда». В эти же годы происходила борьба большевиков с «впередовцами» за партийную школу, которая как фракционный центр была основана «впередовцами» на Капри, затем в Болонье. В 1911 большевики создали свою партийную школу возле Парижа. В эти школы приезжали из России посылавшиеся местными организациями наиболее выдающиеся рабочие, к-рые, получив ряд знаний и необходимую теоретическую подготовку, должны были вернуться для партийной работы в Россию. В данной обстановке, накануне нового революционного подъема, борьба за то, под чьим руководством будет партийная школа в эмиграции, означала борьбу за часть командного состава будущей революционной армии, и поэтому Ленин придавал этой борьбе большое значение.

Заграничная организация РСДРП, фактически с самого начала новой Э. распадавшаяся на большевиков и меньшевиков со своими центрами и органами, еще сохраняла некоторую видимость единства в лице Заграничного бюро центрального комитета РСДРП (ЗБЦК) и Центрального бюро заграничных групп содействия (ЦБЗГ). Но вскоре после парижского пленума ЦК (янв. 1910) окончательный и формальный раскол стал неминуем. В янв. 1912 в Праге состоялась 6 общепартийная конференция, созванная большевиками, а в августе в Вене — конференция блока «ликвидаторов» с бундовцами и Троцким [см. Августовский блок и ВКП(б))]. Раскололись и «заграничные группы содействия», перестали созываться общие собрания разных фракций. В острой фракционной борьбе внутри с.-д. Э. в это время еще в большей мере, чем в период после II Съезда, меньшевики-«голосовцы» и др. противники Ленина и его политики (часть «впередовцев», Троцкий) пользовались сплетней, склокой, создавали обстановку мелких дрязг, тогда как большевики-ленинцы выдвигали в этой борьбе исключительно принципиальные — политические и организационные — мотивы.

Когда стало очевидным нарастание новой революционной волны в России, большевистский центр с Лениным во главе был перенесен из Парижа в Краков, т. е. подальше от специфически-эмигрантской обстановки и ближе к рус. границе, куда легче могли приезжать представители партии в России и откуда быстрее доходили статьи и письма из-за границы в Петербург, в рус. часть ЦК, в большевистскую думскую фракцию и в редакции легальных большевистских газет. В это время (1912—14) сношения большевистского центра и гл. обр. Ленина с Россией стали особенно оживленными и регулярными. Но и до этого, в течение всего периода реакции и подъема, заграничный большевистский центр с Лениным во главе играл большую роль в идейном и организационном руководстве большевистскими организациями в России. Сам Ленин все время поддерживал переписку с ближайшими товарищами в России (Сталиным, Свердловым и мн. др.), даже тогда, когда они находились в тюрьме или ссылке. А в Галиции, где жил Ленин последние годы перед войной (Краков, Поронино), происходили совещания ЦК с большевистскими депутатами 4-й Гос. думы и др. партийными работниками (т. н. «Февральское» и «Августовское» совещания 1913).

В период между двумя революциями чрезвычайно выросла количественно и Э. угнетенных национальностей России. Кроме бундовцев и сионистов-«социалистов» и пр., кроме поляков, примыкавших к ПСД или ППС, в Э. были представлены латыши, литовцы, эстонцы, грузины, армяне (последние особенно в лице партии Дашнакцутюн) и др. Из вождей польских с.-д. в Э. находились Тышко, Варский, Мархлевский, Роза Люксембург (к-рая в это время была больше связана с Германией), по временам Ф. Дзержинский. В Галиции вождь националистического крыла ППС — Пилсудский, при попустительстве галицийских вла-