Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/85

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

и снова выходившую под новыми названиями («Наше слово»), при участии Мартова, Троцкого и нек-рых «впередовцев». Блок Плеханова с Алексинским и правыми эсерами стал выпускать газету «Призыв».

Ленин, арестованный в начале войны в Галиции, после своего освобождения обосновался в Швейцарии и возобновил издание центрального органа партии «Социал-демократ», в к-ром большевики с первых же месяцев войны определили свою революционно-интернационалистскую позицию и начали борьбу за Коммунистический Интернационал, сплотив ядро революционных интернационалистов целого ряда стран, так называемую Циммервальдскую левую (см. Циммервальдские конференции), причем большевики играли в ней руководящую роль, и большинство членов ее позднее приняло участие в создании 3 Интернационала. Ленинская оценка империалистской войны, его непримиримая борьба с социал-оборонцами всех стран и его лозунг превращения империалистской войны в гражданскую, поражения в войне своего буржуазного отечества — сыграли исключительную роль в оформлении большевистских позиций и явились могучим оружием в деле революционизирования пролетариата и армии царской России. Хотя сношения с Россией были крайне затруднены во время войны (они велись преимущественно через Швецию и Финляндию), тем не менее ЦО партии сумел обеспечить себя информацией из России, а, с другой стороны, руководящие указания Ленина получались всеми большевистскими организациями, даже в сибирской ссылке. В самой Э. происходил ряд совещаний б-ков (Бернская конференция 1915). Ленину удалось связаться с революционными элементами рабочего движения разных стран и воспитывать их в подлинно интернациональном и революционном духе. Даже некоторые бывшие м-ки (Г. В. Чичерин, А. М. Коллонтай) перешли к б-кам во время войны.

Свержение царизма в России означало конец рус. политической Э. Она двинулась в Россию огромной массой со всех концов земного шара. Вернулись и такие старожилы Э., как Плеханов и Кропоткин, остававшиеся за границей и в годы первой революции. В главном центре Э. — Париже — образовался комитет по возвращению эмигрантов, во главе к-рого стояли М. Н. Покровский, М. Павлович (М. Л. Вельтман) и др. Но пути возвращения в Россию контролировались странами Антанты, правительства к-рых, хорошо осведомленные о политических настроениях и борьбе внутри русской Э., делали резкое различие между социал-патриотами и интернационалистами, к-рых не хотели пускать в Россию. Т. о. оборонцы разных партий, в том числе Плеханов, первыми вернулись в Россию, тогда как интернационалисты и часть центристов продолжали томиться в Э., а Временное правительство не предпринимало никаких серьезных шагов для их возвращения. В результате группа эмигрантов разных партий, примыкавших к Циммервальду, во главе с б-ками, через посредство швейцарского левого социалиста Платтена и под контролем ряда видных социалистов разных стран, заключила договор с герм. правительством о проезде через Германию в запломбированном вагоне и 16 (3) апреля Ленин вернулся в Петербург через Германию, Данию, Швецию и Финляндию. Как известно, это послужило поводом для бешеной травли Ленина со стороны буржуазной и оборонческой печати, для создания гнусных легенд о «запломбированном вагоне», «немецких шпионах» и т. п. Между тем следующая партия эмигрантов, состоявшая из меньшевиков-интернационалистов, бундовцев и польских социалистов, тщетно пытаясь избежать проезда через Германию и напрасно прождав содействия Временного правительства к проезду через Францию и Англию, вынуждена была в конце-концов вернуться тем же путем, что и Ленин, и приехала в Петербург в начале мая. Часть эмигрантов вернулась лишь в августе, нек-рые погибли на пароходе, взорванном германской миной (в т. ч. П. В. Карпович, убивший царского министра Боголепова, и лидер латышских с.-д. в Э. — Янсон-Браун). Так закончился почти столетний период революционной, антицаристской Э. Начинался период Э. белой, Э. контрреволюционной, напоминающей — в новых исторических условиях и на другой классовой основе — французскую монархическую эмиграцию 1792—1814.

Лит.: Ленин В. И., Сочинения, 2 изд., т. XX, М.—Л, 1927 (см. Приложения), и т. XXVIII, М., 1932; Ленинские сборники, I—XIX, М.—Л., 1924—32; Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. XXI—XXIV — Переписка, М.—Л., 1929—31; Крупская Н. К., Воспоминания о Ленине, М., 1930; Лавров П. Л., Народники-пропагандисты, 2 изд., Л., 1925; Фигнер В., Запечатленный труд, ч. 1, 2 изд., М., 1928; Морозов Н. А., Из эмиграции в заточение, М.—Л., 1928; Аксельрод Л. И., Этюды и воспоминания, Л., 1925; Дейч Л. Г., Русская революционная эмиграция 70-х годов, П., 1920; Русанов Н. С., В эмиграции (Воспоминания), М., 1929; Стеклов Ю., Борцы за социализм, ч. 2, 2 изд., М., 1928; Комков В., Современная политическая эмиграция, «Образование», СПБ, 1908, № 12; Клейнборт Л., Политическая эмиграция прежде и теперь, «Современный мир», СПБ, 1909, № 11; Ядов, Парижская эмиграция в годы войны, «Каторга и ссылка», М., 1924, № 3 (10); Шаповалов А. С., В изгнании, М.—Л., 1927; Козьмин Б. П., Революционное подполье в эпоху «белого террора», Москва, 1929; Бакунин М. А., Исповедь и письмо Александру II, М., 1921; Тучкова-Огарева Н. А., Воспоминания, Л., 1929; Крупская Н. К., Воспоминания о Ленине, М.—Л., 1931; Бонч-Бруевич В., Как печатались за границей и тайно доставлялись в Россию запрещенные издания нашей партии, 2 изд., М., [1917]; Федорченко Л., В швейцарской эмиграции, «Каторга и ссылка», М., 1925, № 14; Розеноер С. М., Нелегальный транспорт, М., 1932; Пятницкий О. А., Записки большевика (1896—1917), 2 изд., М.—Л., 1931; Смирнов В. М., Революционная работа в Финляндии 1900—07 гг., «Пролетарская революция», М.—Л., 1926, № 1 (48); Меньщиков Л., Охрана и революция, ч. 1—2, [1885—1903], М., 1925—28; Рябченко, Из жизни политической Э. в Америке, «Каторга и ссылка», М., 1930, № 1; Бакалов Г., Русская революционная Э. среди болгар, там же, № 2—5; его же, Христо Ботев и Сергей Нечаев, «Летописи марксизма», М.—Л., 1929, т. IX—X; Переписка Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода, под ред. П. А. Берлина [и др.], т. I—II, М., 1925; Письмам П. Б. Аксельрода и Ю. О. Мартова (Рус. рев. архив), Берлин, [1924]; Воспоминания Льва Тихомирова, М.—Л., 1927; Материалы для биографии Бакунина, под ред. В. П. Полонского, т. I—III, Москва—Ленинград, 1923—1933.[ВТ 1]

Б. Горев.
Э. БЕЛАЯ.

В понятие белой эмиграции включаются все людские обломки класса помещиков и капиталистов, отчасти и мелкой буржуазии, выброшенные за пределы Советского Союза после Октябрьской революции и составляющие белогвардейские контингенты контрреволюции. Юридически белоэмигранты, не являясь гражданами СССР, в своем подавляющем большинстве не состоят также и в иностранном подданстве.

На всем протяжении своего существования Э. б. во всех капиталистических странах была связана бесчисленными нитями с разнообразными классовыми организациями буржуазии, особенно с ее фашистской, военной и социал--

Примечания редакторов Викитеки

  1. Список литературы дан в редакции и размещении 2-ого завода, в 1-ом заводе список размещён в конце всей статьи.