Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/88

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Балаховича. Остальную массу Э. б. составляют бывшие помещики, капиталисты, царские чиновники, попы и т. д. Интеллигенция в рядах Э. б. представлена своей верхушечной частью, органически сросшейся с буржуазией. В настоящее время она представляет собой деклассированный элемент и живет в значит. части подачками. Среди этой интеллигенции преобладают юристы, журналисты, профессора, лица административно-технического персонала и т. д.

Сами названия белоэмигрантских «общественных» организаций, как напр.: «Российский торгово-промышленный и финансовый союз» (объединяющий свыше 600 крупных капиталистов ранга Лианозова, Нобеля и т. п.), «Совет съезда горнопромышленников юга России», «Союз земских и городских деятелей», «Союз административных и полицейских деятелей», «Союз русских адвокатов» и пр., достаточно ярко характеризуют социальное лицо наиболее влиятельных кругов Э. б. Среди руководителей находящегося в Париже «Русского комитета объединенных организаций», избранного общим собранием 175 «общественных» организаций, числятся: председатель — граф В. Н. Коковцев (бывший министр финансов и премьер царского правительства), члены — генералы Е. К. Миллер, А. П. Богаевский (см.), М. И. Репьев, П. Н. Шатилов, И. А. Хольмсен и др.; помещики — Н. Н. Львов (см.), граф Капнист; крупные капиталисты — Н. X. Денисов, В. П. Рябушинский[ВТ 1] (см.) и др. Преобладающим буржуазно-помещичьим составом предопределяется и политическая физиономия Э. б., ее контрреволюционный и ультрареакционный характер. Представители «демократических» кругов Э. б. сами констатируют, что 85% белоэмигрантов по политическим убеждениям принадлежат к «непредрешенцам», т. е. являются монархистами, к-рые однако по тактическим соображениям формально «не предрешают будущего образа правления в России».

В апреле 1926 в Париже происходил т. н. «Российский зарубежный съезд», на к-ром была представлена почти вся Э. б., за исключением неорганизованной ее части, а также меньшевиков, эсеров, «милюковцев» и монархистов-легитимистов («кирилловцев»). Этот съезд должен был явиться своеобразным «учредительным собранием» Э. б. и, по мысли его инициаторов, выявить ее политическое лицо. Это выявление лица выразилось в подтверждении «священности» утраченной частной собственности, интервенционистском призыве к иностранцам и признании «вождем» бывш. вел. кн. Николая Николаевича Романова. Съезд обратился с воззванием к «русскому народу», в к-ром между прочим заявлялось: «…Общая горячая любовь к Отчизне и вера в милосердие Всевышнего приведут нас к желанной цели. Настанет час, когда мы все под водительством вами и нами признанного народного вождя, Великого князя Николая Николаевича, свергнем… сатанинскую коммунистическую власть…». После смерти этого «народного вождя» (1929) особенно обострилась взаимная борьба между многочисленными политическими группировками Э. б., но несмотря на эту внутреннюю грызню Э. б. выступает единым фронтом за вооруженную интервенцию, за восстановление частной собственности и т. д., развертывая программу монархической реставрации и поднимая трехцветное знамя «Национальной России» — тюрьмы для народов СССР.

Подобную же роль авангарда интервенции, передового отряда капиталистической реставрации и даже прямой агентуры иностранных разведок выполняют и так наз. демократические группировки Э. б. Существо дела не меняется от того, что А. Ф. Керенский, П. Н. Милюков, Ф. И. Дан и др. представители этого «левого» крыла Э. б. из тактических соображений отрекаются программно от интервенции. Практическая работа их на интервенцию доказана рядом неопровержимых фактов. Это обнаружилось весьма ярко на процессе контрреволюционной организации «Союзное бюро РСДРП меньшевиков», происходившем в Москве в 1931. Об этом же свидетельствует непрерывная антисоветская пропаганда, к-рая ведется в белоэмигрантской и иностранной печати виднейшими вождями меньшевиков, эсеров и милюковцев, не говоря уже о восхвалении Керенским и др. покушения Штерна, стрелявшего в советника Германского посольства в Москве, о сотрудничестве А. П. Вельмина, эмиссара Милюкова в Варшаве, с одной иностранной разведкой и т. д.

Важнейшие политические группировки Э. б. ĪНесмотря на то, что вся Э. б. включается в единый антисоветский фронт Э. б., количество отдельных политических групп и группочек абсолютно не поддается учету — настолько сильны частные политические и тактические расхождения, отражающие массу противоречий и пестроту интересов отдельных социальных групп белой эмиграции и даже их отдельных прослоек. Характерно например, что шовинистическая группа украинских «гетманцев», насчитывающая менее тысячи сторонников, распадается на три группировки, из которых каждая выдвигает своего кандидата на «престол украинской державы» (Скоропадский, Полтавец-Остраница и Вышиванный — он же принц Габсбургский).

Все политические группировки Э. б. можно распределить по трем основным категориям: 1) русские монархисты, отражающие классовые интересы экспроприированных Советской властью капиталистов и помещиков; 2) «республиканцы»-«демократы», являющиеся выразителями интересов средней и мелкой буржуазии и кулачества (сюда относятся обломки партий кадетов, меньшевиков, эсеров); 3) различные национально-шовинистические группы, отражающие интересы буржуазии и кулачества ряда народностей, которые при царизме находились в положении угнетенных наций (украинские «петлюровцы» и «гетманцы», белорусские национал-демократы, грузинские меньшевики и национал-демократы и др.).

Монархисты в свою очередь распадаются на «непредрешенцев» и «легитимистов». Первые из них представляют собой наиболее многочисленную и наиболее влиятельную часть Э. б.; под их руководством находятся все крупнейшие эмигрантские организации. Вторые, «легитимисты», выступающие сторонниками «законного государя Кирилла I», опираются преимущественно на обломки бывшей придворной аристократической знати и на часть высшего офицерства. Наиболее значительными монархическими организациями, распоряжающимися крупными денежными средствами и имеющими прочные связи с иностранными генеральными штабами, являются: Русский общевоинский союз, Русский национальный комитет и Торгпром.

Примечания редакторов Викитеки

  1. В энциклопедии нет такой статьи.