Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/91

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

низации, объединяющие кадры белых и царской армии и флота, отдельные белогвардейцы, служившие в этих армиях, и молодые люди, не служившие в них и проходящие сейчас курс военной подготовки в рядах этой «профессиональной» организации.

Врангель, считавшийся в первое время «главнокомандующим русской армией», в декабре 1924 передал «верховное командование» Н. Н. Романову, после смерти к-рого (в январе 1929) РОВС возглавил известный генерал А. П. Кутепов. С т. н. «исчезновением» последнего во главе РОВС стал генерал Е. К. Миллер.

В состав РОВС входят различные союзы («Военно-морской союз», «Союз офицеров генерального штаба», «Союз офицеров-артиллеристов» и пр.), кадры воинских частей (1 армейский корпус и различные дивизии) и военно-учебные заведения, территориально подчиненные соответствующим отделам РОВС. Центр РОВС находится в Париже. Там же расположен ряд военно-учебных заведений, как например: 1) Высшие военно-научные курсы (Академия генерального штаба), существуют с 1927, главный руководитель — бывш. начальник царской военной академии ген.-лейт. Н. Н. Головин; 2) Военно-училищные курсы (с 1930); 3) Военно-технические курсы (с 1930), начальник — ген.-майор Е. Ю. Бем; 4) Полицейские курсы (с 1931), начальник — жанд. полковник Феличкин. Воинские организации и учебные заведения были (до 1933) официально зарегистрированы и разрешены пр-вами Франции, Чехословакии и др. стран. На военных заводах Шнейдер-Крезо существует белогвардейская воинская пасть — эскадрон, сведенный из остатков 9-го драгунского полка. Наличие тесной связи РОВС с нек-рыми военными кругами-вполне понятно, в виду шпионских и террористических функций РОВС и той роли, которая будет на него возложена в случае вооруженной интервенции. Руководитель РОВС ген. Е. К. Миллер и начальник дальневост. отдела РОВС ген. Дитерихс с занятием японцами Маньчжурии в 1932 в ряде статей призывали к совместному с Японией вооружен. вторжению на территорию СССР. — К числу военных кадров Э. б. меньшей численности нужно отнести остатки петлюровских, савинковских и балаховичевских банд, размещенных и устроенных на территории Польши.

Роль Э. б. в гражданской войне. Во время гражданской войны, когда центральной задачей Э. б. было посильное участие в вооруженной борьбе в пределах Сов. России, на долю ее руководящих кругов за границей выпали задачи: 1) добиваться расширения материальной базы интервенции, усиления непосредственного вооруженного содействия белогвардейцам со стороны стран Антанты и замыкания кольца блокады; 2) пополнять кадры белых армий насильственными мобилизациями и вербовкой за границей; 3) исполнять дипломатические функции и обрабатывать «общественное мнение» в капиталистич. странах в пользу интервенции, к-рая была далеко непопулярной не только в САСШ и Англии, но и во Франции.

Под руководством В. А. Маклакова, Саблина и др. Э. б. вела кампанию оправдания непосредственной или материальной поддержки интервенции со стороны стран Антанты. Однако на Версальскую конференцию представители «России» допущены не были, и попытки развернуть шире размеры непосредственной интервенции, после неудач французов в 1919 в Одессе, окончились крахом. Савинков, Львов и др. были постоянными ходатаями в передних Клемансо, Черчила и Вильсона за продолжение интервенции.

Что касается пополнения белых армий кадрами, то Э. б. удалось в 1919—20 завербовать несколько тысяч жаждавших вернуться на родину любой ценой русских военнопленных в Германии и добиться принудительной отправки в армию Врангеля части т. н. Русского экспедиционного корпуса во Франции. В 1920 белоэмигранты спешно формировали в Польше «III русскую армию», существование к-рой было прекращено Рижским (советско-польским) мирным договором. Э. б. поставляла кадры для вновь образовываемых белых правительств (Чайковского — на Севере и др.). Так наз. сев.-западное белое «правительство» было создано белыми эмигрантами 10 авг. 1919 в Ревеле по приказанию англ. ген. Марша, продиктовавшего список министров во главе с С. Г. Лианозовым.

До момента эвакуации Крыма армией Врангеля Э. б. вела ожесточенную кампанию в пользу интервенции, но эта кампания встречала в то время поддержку только со стороны Франции. Одновременно Э. б. уже после подписания перемирия на польском фронте продолжала отправку в Сов. Россию петлюровских, савинковских и балаховичевских банд. Большую активность Э. б. проявляла в этот период на Дальнем Востоке под руководством царских офицеров и казачьих атаманов — Хорвата, Семенова, Дитерихса и др. (см. Дальневосточный край, Исторический очерк).

Дальнейшая контрреволюционная работа Э. б. После провала интервенции и ликвидации главных белых фронтов Э. б. начала немедленно принимать меры к продолжению контрреволюционной борьбы другими путями и средствами, развивая широкую антисоветскую деятельность за границей и пытаясь распространить ее и в пределах Советской России (впоследствии СССР). Социальной опорой Э. б. в СССР явились наряду с остатками старой буржуазии элементы «новой буржуазии» (нэпманы), реакционная часть интеллигенции, кулачество. В своей борьбе против Советской власти эмигранты ориентировались на вооруженную интервенцию, к-рую они рассматривали как единственное эффективное средство, поскольку массовой базы внутри страны Э. б. не могла иметь. Военные круги некоторых иностранных государств оказывали активную поддержку этой работе Э. б. Со времени ликвидации основных белых фронтов контрреволюционная деятельность Э. б. прошла следующие основные периоды.

Первый период — 1920—22. Э. б., опираясь на сколоченные и вооруженные еще отряды белогвардейцев, пытается возобновить вооруженную борьбу на западных границах Сов. России и ее вост. окраинах. Эти попытки облегчались наличием армии грузинских меньшевиков в Закавказья, банд Энвера-паши в Средней Азии и атамана Семенова и др. в Монголии и Приморьи. Кулацкий бандитизм (Махно, Антонов) вызывал надежду Э. б. на поддержку внутри страны. Наиболее серьезными выступлениями Э. б. на этом этапе были: а) организация и поддержка Кронштадтского мятежа (март 1921), давшего Милюкову лозунг «советы без коммунистов»; б) организация (в конце 1921) рейда петлюровских банд Тютюника; рейд был подготовлен при содействии польских и румынских военных кругов.