Страница:Введение в археологию. Часть 1 (Жебелёв, 1923).pdf/113

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


мание и со стороны таких просвещенных административных деятелей, как Румянцев, Сергей Уваров и др., не говоря уже о самом Николае I[1]. Для хранения местных древностей стали основываться на юге музеи: в Феодосии в 1811 г., в Одессе в 1825 г. (туда переданы были вещи и из первого археологического музея, возникшего на юге России, в Николаеве, основанного в 1806 г.), в Керчи в 1826 г. В связи с основанием Керченского музея древностей стоит и появление в Керчи особых чиновников, на обязанности которых возложено было Министерством Внутренних Дел — в ведении его тогда находилась охрана древностей — производство раскопок в Керчи и в ее окрестностях. К числу этих „казенных“ археологов принадлежали и директор Керченского музея, голландский эмигрант И. П. Бларамберг, достигший своими раскопками значительных научных результатов, и, одновременно с ним, правитель канцелярии керченского градоначальника, Карейша, правою рукой которого был Бегичев, хороший рисовальщик и практик-раскапыватель. Преемником Бларамберга по управлению Керченским музеем был сербский уроженец А. Б. Ашик, сделавший при своих раскопках много ценных открытий, обнародованных им в ряде его трудов (из них важнейшие: „Боспорское царство“, 3 тт., Од. 1848; „Часы досуга, с присовокуплением писем о керченских древностях“, Од. 1850).

Наряду с Керчью и Одессой важным местным центром систематических исследований памятников древности, с сороковых годов XIX в., сделался Киев, где археологическая работа сгруппировалась около комиссии по разбору древних актов.

Эпоху в деле археологического исследования юга России составили те годы, когда во главе Министерства Внутренних Дел, а затем Министерства Уделов, стоял Л. А. Перовский, широко образованный человек, страстный любитель археологии. Перовский сумел найти себе подходящих сотрудников и начертал широкую, строго научную программу систематического исследования, в археологическом отношении, юга России, путем планомерного раскапывания руин греческих городов и их некрополей — Керчи, Херсонеса, Фанагории, Ольвии и всей массы рассеянных по южно-русской степи курганов. По инициативе и под руководством Перовского, энергично и хорошо стали работать агенты Министерства в Керчи. Благодаря ему же несколько петербургских ученых командированы были на юг России и начали там, насколько это им было доступно, планомерное и систематическое исследование.

  1. Особенное впечатление произвела находка в так называемом Куль-Обском кургане, в нескольких верстах от Керчи, в 1831 г., знаменитой Куль-Обской вазы.