Страница:Введение в археологию. Часть 1 (Жебелёв, 1923).pdf/117

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Думберг и покойный В. В. Шкорпил. Так как Керчь и по сие время представляет жилое поселение, то производить раскопки в пределах древнего города Пантикапея не представлялось возможным; приходилось раскапывать, главным образом, так наз. гору Митридата, где, на восточном склоне, открыты были, между прочим, остатки эллинистических построек и римских бань, и древний некрополь. К ранее открытым в Керчи склепам, или катакомбам, украшенным фрескового живописью, присоединилось несколько новых, в том числе относящихся к христианскому периоду Керчи[1].

В более счастливых условиях поставлено было дело раскопок в Херсонесе Таврическом (ок. Севастополя), игравшем важную роль не только в классическую, но и в христианскую эпоху (Корсунь наших летописей). Систематические раскопки в Херсонесе, начавшиеся с 1888 г. и ведшиеся под руководством покойных К. К. Косцюшко-Валюжинича, Р. Х. Лёпера и, отчасти, здравствующего Н. М. Печонкина, привели к очень важным результатам для выяснения топографии и истории города, в языческое и в христианское время, и его некрополя[2].

Самые обстоятельные, строго систематические, вполне научно поставленные раскопки Комиссии были произведены на месте древней Ольвии, города, основанного колонистами из Милета в VII в. до Р. Х. у устьев Буга (около теп. села Парутина, Очаковского уезда, Херсонской губ.). Там с 1900 г. вел раскопки Б. В. Фармаковский. При своих раскопках он не гнался — что̀ бывало иногда у нас с другими археологами — за находкою отдельных предметов; он поставил своею задачею, путем планомерного и осторожного исследования города, восстановить его культурным облик. Шаг за шагом подвигался в своих раскопках Б. В. Фармаковский от более поздних культурных слоев к более древним и древнейшим и, благодаря достигнутым результатам, ему удалось восстановить историю постепенного развития и упадка города. Отдельных, чрезвычайно важных, находок при раскопках сделано было очень много[3].

  1. Подробные отчеты В. В. ІІІкорпила о раскопках в Керчи и ее окрестностях помещены в ИАК. вып. 7, 9, 11, 17, 25, 30, 35, 40, 47, 56, 60.
  2. Общий истерико-археологический очерк Херсонеса дан в книге Е. Э. Иванова „Херсонес Таврический“, Симферополь 1912 (Изв. Таврич. Ученой Архивной Комиссии, № 46); в книге изложена история херсонесских раскопок и сделанных при них находок, а также дана подробная библиография и план Херсоноса. Подробные отчеты Косцюшко-Валюжинича в ИАК. вып. 1, 2, 4, 9, 16, 20, 25, 33, 42.
  3. Отчеты об Ольвийских раскопках в ИАК. вып. 3, 8, 13, 33. Ориентирующий очерк об истории и археологии Ольвии, составленный Б. В. Фармаковским, см. в XXIX т. НЭС, где приведена и главная библиография.