Страница:Введение в археологию. Часть 1 (Жебелёв, 1923).pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ные“, „театральные“ и т. п., причем, в качестве материала, подлежащего ведению этих дисциплин, безраздельно понимались источники, представляемые и письменными и вещественными памятниками, тогда как в область археологии отнесены были памятники исклгочительно венщственные.

III.

9. Нет нужды указывать на то, что термин „археология, как ц множество иных научных терминов, имеет условный характер. Ошибочно думать, что в понятие „археологии“ входит только исследование вещественных памятников старины, что памятники письменные совершенно из нее исключаются. Далеко нет! Разумеется само собою, что всякий письменный источник, имеющий то или иное отношение к вещественному памятнику, помогающий лучше уяснить и понять его, должен быть привлекаем и использован при археологических занятиях, равно как и всякий вещественный источник, имеющий значение для лучшего выяснения и уразумения письменного памятника, должен занимать свое место при тех занятиях, какие мы, в общем смысле, можем обозначить занятиями историко-филологическими. Центр тяжести будет заключаться, очевидно, в том, какому разряду памятников уделено будет исследователем предпочтительное внимание, памятникам ли вещественным, или памятникам письменным. В зависимости от этого и сама дисциплина, исследующая их, будет называться либо археологией, либо филологией, либо историей, и ученый будет причислять себя к разряду либо археологов, либо филологов, либо историков.

Археология, как общая наука о вещественных памятниках, развилась, главным, чтобы не сказать исключительным, образом, из занятий вещественными памятниками классической древности („классическая археология“). Точно также и филология, как общая наука о письменных памятниках, имеющая в настоящее время такое множество специальных подразделений (филология германская, романская, русская, восточная, со всеми их подразделениями и т. д. и т. д.), выросла на основе филологии классической, т. е. той филологии, которая имеет в виду изучение памятников греческой и римской письменности. В этом отношении классическая филология и классическая археология являются, в цикле гуманитарных дисциплин, родными сестрами. Эдуард Гергард, неутомимый организатор археологических занятий — об этом речь впереди — был прав, когда, в 1833 г., он давал такое определение археологии: „Археология есть основанная на монументальном знании (т. е. на исследовании вещественных памятников) половина общей науки о классической