Страница:Введение в археологию. Часть 2 (Жебелёв, 1923).pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


фресках Росписного Портика в Сикионе; об обетных приношениях в Спарте; о сокровищницах в Дельфах и пр. Во всех этих сочинениях было собрано обилие сведений, полученных Полемоном путем личного знакомства с памятниками; этими сведениями широко пользовались последующие периэгеты, в том числе и писатель II в. до Р. Х. Павсаний, сочинение которого „Описание Эллады“, разделяющееся на 10 книг, является нашим главным литературным источником для знакомства с вещественными памятниками Греции, для греческой археологии (в древнем понимании этого слова) вообще.

В своем сочинении Павсаний дает описание значительной части Греции. Отправным пунктом его служит Аттика; оттуда, чрез Коринф, Павсаний переходит в Пелопоннес и описывает последовательно его области: Арголиду, Лаконику, Мессению, Элиду, Ахайю. Затем Павсаний переходит к описанию областей Средней Греции: Беотии, Фокиды, с их двумя главными городами, Фивами п Дельфами.

Подобно современным „Бедекерам“, Павсаний обращает в своем описании нрепмущественное внимание на памятники искусства: архитектурные, скульптурные, живописные. Выбор описываемых памятников, однако, довольно суб‘активный. К полноте Павсаний не стремится. Не стремится он и к точности при своем описании. С особенным предпочтением обращает он внимание на произведения старинные, на посвящения, находившиеся в греческих святынях. Памятникам более нового времени он уделяет гораздо меньше внимания, за исключением, впрочем, тех, сооружением которых Греция обязана была филэллинству римских императоров, Адриана и Антонина Пия. Во время Павсания памятники искусства и старины не хранились еще в музеях, а потому при описании их необходимо было останавливаться подробно на топографии городов. Те греческие области, которые Павсаний описывает, он, несомненно, обозрел сам. Павсаний любил путешествовать: помимо Греции, он побывал в Италии, на Сардинии, на Корсике, в Аравии, даже в оракуле Зевса Аммона в Ливийской пустыне. Спрашивается: все то, что̀ он описывает, описывает ли он на основании личных наблюдений? или же он берет свои описания из вторых рук? Если вопрос поставить в такой острой форме, определенного ответа на него дать невозможно. Некоторые показания Павсания опровергаются археологическими исследованиями нового времени; другие, наоборот, получают в них блестящее подтверждение. Достаточно указать, что могилы на площади Микен Шлиману удалось открыть только благодаря показанию Павсания. Прекрасно, в общем, поддержали его репутацию дельфийские раскопки. С другой стороны,