Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/147

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


будетъ яснѣе, когда я дойду до спеціальной методики искусствъ и языковъ; но будетъ еще очевиднѣе при начертаніи (если Богъ дастъ) пансофіи[1].

26) Конечно удивительно, что древніе не обратили на это большаго вниманія, но еще болѣе слѣдуетъ удивляться тому, что это заблужденіе не было давно исправлено позднѣйшими поколѣніями; такъ какъ достовѣрно, что въ этомъ заблужденіи дѣйствительно и слѣдуетъ искать причину столь медленныхъ успѣховъ науки. Но такъ ли это? Развѣ при сломкѣ дома плотникъ показываетъ своему ученику искусство строить? О, нѣтъ: скорѣе при самой постройкѣ онъ объясняетъ ему, какіе матеріалы слѣдуетъ выбирать и какъ все на своемъ мѣстѣ слѣдуетъ измѣрять, обдѣлывать, отесывать, поднимать, установлять, связывать и проч. Ибо кто знакомъ съ правилами строенія, для того сломка уже не будетъ искусствомъ; такъ точно какъ распарываніе какой-нибудь одежды не будетъ искусствомъ для того, кто умѣетъ сшить одежду. Но на сломкѣ домовъ еще никто никогда не изучалъ плотничное ремесло, ни на распарываніи платья—портняжное искусство.

27) А что, дѣйствительно, не пригодныя въ этомъ отношеніи, даже вредныя методы не исправлены, то это очевидно: 1) ибо ученость многихъ, если только не большей части, ограничевается чистою номенклатурою, то есть, хотя многіе и знаютъ техническія выраженія и правила искусства, но не разумѣютъ все-таки ихъ правильнаго употребленія; 2) образованіе ни у кого не становится однимъ общимъ знаніемъ, которое бы само себя поддерживало, укрѣпляло и распространяло; но представляетъ обыкновенно нѣчто въ родѣ компиляціи, составленной изъ разнородныхъ лоскутьевъ, нигдѣ порядочно не скрѣпленныхъ между собою,—компиляціи, не приносящей сколько-нибудь прочнаго плода. Такое знаніе, слѣпленное изъ различныхъ изрѣченій и мнѣній писателей, подобно праздничному дереву, которое снаряжается крестьянами при торже-

  1. Коменскій здѣсь ссылается на трудъ, надъ которымъ онъ работалъ многія десятилѣтія и который погибъ въ пожарѣ. По идеѣ Коменскаго, пансофія (буквально „всемудрость“) должна была представлять энциклопедію знаній человѣческихъ для юношества.