Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/164

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



19. III. Нужно только искуство направлять вниманіе всѣхъ учениковъ вообще и каждаго въ отдѣльности на учителя и зарождать въ нихъ увѣренность, что уста учителя—источникъ (чѣмъ они и должны быть), изъ котораго изливаются для нихъ ручейки наукъ (scientiarum rivuli), и пріучать ихъ, какъ только источникъ этотъ открывается, тотчасъ же подставлять сосудъ вниманія (attentionis vas). Итакъ, особенная забота учителя должна состоять въ томъ, чтобы ничего не говорить, чтобы не выслушивать и ничему не учить, если нѣтъ вниманія. Если гдѣ-нибудь слово Сенеки имѣетъ значеніе, то это именно здѣсь: «Не говори ничего тому, кто тебя не слушаетъ». А также и изрѣченіе Соломона: «Разумный человѣкъ имѣетъ драгоцѣнный духъ (Причт. Сол, XVII, 23),—то-есть духъ, который человѣкъ не выбрасываетъ на вѣтеръ, но внѣдряетъ въ сердце людей.

20. Но вниманіе возбуждается и поддерживается не только декуріонами и надзирателями, на которыхъ возложена подобнаго рода забота (если эти лица прилежно наблюдаютъ за другими), но еще болѣе самимъ учителемъ, а именно при слѣдующихъ восьми условіяхъ:

I. Когда учитель старается сообщать всегда что-нибудь интересное и полезное; ибо тѣмъ самымъ поддерживается вниманіе и возбуждается любознательность учениковъ;

II. Когда предъ началомъ ученія учитель заинтересовываетъ учениковъ, рекомендуя имъ предметъ, о которомъ будетъ бесѣда, или когда онъ возбуждаетъ учениковъ, вызывая ихъ вопросами; это можно сдѣлать при помощи пройденнаго, пользуясь связью послѣдняго съ новымъ предметомъ, или вообще съ помощью извѣстнаго, такъ, чтобы ученики замѣтили невѣжество свое относительно предмета и возбуждались къ болѣе живому воспринятію объясненія его;

III. Когда учитель, стоя на возвышенномъ мѣстѣ, видитъ

    и р. 147.—Decuria, обозначеніе количества десяти человѣкъ, употреблялось первоначально для обозначенія такого же числа судей, сенаторовъ, всадниковъ, писцовъ и т. п. Раздѣленіе школъ и классовъ на декуріи встрѣчалось часто въ уставахъ школъ XVI и XVII стол., напр. въ школьномъ уставѣ княжества Вюртенбергскаго отъ 1559 г. Тамъ подчиненные декуріону ученики назывались «Rottgesellen». Также и Штурмъ имѣлъ декуріоновъ въ своей знаменитой Страсбургской школѣ.