Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


должно быть ему показано. Въ противномъ случаѣ, было бы жестоко требовать отъ ученика исполненія того, чего ты желаешь, между тѣмъ какъ ученикъ не знаетъ, чего ты желаешь; напр., требовать, чтобъ ученикъ чертилъ прямыя линіи, прямые углы, правильные круги, прежде чѣмъ ты далъ ему въ руки линейку, угломѣръ, циркуль—и показалъ ихъ употребленіе. Итакъ, должно заблаговременно заботиться о томъ, чтобы для всякой работы въ школѣ были на лицо формулы, образцы, эскизы, и при томъ истинные, вѣрные, простые и легкіе—какъ для уразумѣнія, такъ и для подражанія,—будутъ ли это изображенія и модели предметовъ, или прописи и пробы работъ. Тогда не будетъ несправедливымъ требовать—отъ того, кому уже данъ свѣтъ, чтобъ онъ видѣлъ,—отъ того, кто уже стоитъ на ногахъ, чтобъ онъ ходилъ,—отъ того, кто уже владѣетъ инструментами, чтобъ онъ работалъ.

7. III. Употребленіе орудій слѣдуетъ показывать болѣе на самомъ дѣлѣ, чѣмъ на словахъ. Примѣръ лучше правилъ.

Квинтиліанъ[1] сказалъ однажды: «Длиненъ и труденъ путь посредствомъ правилъ коротокъ и успѣшенъ—посредствомъ примѣровъ». Но увы! какъ мало помнятъ обыкновенныя наши школы это указаніе! Предписаніями и правилами, исключеніями изъ правилъ и опредѣленіями исключеній—подлинно заваливаютъ онѣ только что начинающихъ изучать грамматику, и заваливаютъ въ такой степени, что ученики обыкновенно, не понимая предлагаемаго имъ, вмѣсто разумѣнія—начинаютъ тупѣть. Но мы не видимъ, чтобъ механики, напримѣръ, поступали такимъ же образомъ,—чтобъ они своимъ новоучкамъ предлагали такое множество правилъ; напротивъ, они ведутъ ихъ въ мастерскія, заставляютъ ихъ присматриваться къ работамъ, и такъ какъ ученики тотчасъ желаютъ подражать (ибо человѣкъ есть существо охотно подражающее), то даютъ имъ инструменты въ руки и наставляютъ, какъ слѣдуетъ держать ихъ, вертѣть и упртвлять ими; если случатся ошибки, то мастера указываютъ и исправляютъ ихъ,

  1. Квинтиліанъ,—по рожденію испанецъ, но по воспитанію и жизни римлянинъ,—жилъ во второй половинѣ перваго и въ началѣ втораго столѣтія по Р. Хр., и какъ риторъ, а также какъ учитель краснорѣчія, пріобрелъ себѣ громкую извѣстность.