Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/217

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Во первомъ мы имѣемъ слова Бога; во второмъ—Его дѣла, въ третьемъ—влеченіе къ Нему. Что изъ Писанія почерпается познаніе Бога и любовь къ Нему, то для насъ это внѣ всякаго сомнѣнія. Что мы отъ міра и мудраго созерцанія заключающихся въ немъ удивительныхъ Божьихъ твореній устреммляется къ чувству благочестія, то въ этомъ свидѣтелями служатъ язычники, которые единственно отъ сосерцанія міра обращались къ почитанію божественнаго Промысла, какъ это видно изъ примѣровъ Сократа, Платона, Эпиктета, Сеники и другихъ, хотя ихъ чувство благочестія было несовершенно и уклонялось отъ цѣли, такъ какъ эти люди лишены были помощи божественнаго отровенія. Но тѣ, которые старались почерпнуть познаніе Бога изъ словъ и дѣлъ Его въ совокупности, были преисполнены высокой любовью къ Нему, что видимъ въ Іовѣ, Иліи, Давидѣ и другихъ благочестивыхъ мужахъ[1]. Куда устремлено въ насъ самихъ созерцаніе особеннаго провиденія Божія (какъ чудно оно насъ образовало и доселѣ хранитъ и направляетъ), это показываютъ на своемъ собственномъ примѣрѣ Давидъ (Псал. 139) и Іовъ (гл. X).

6. Способъ почерпанія благочестія изъ этихъ источниковъ также троякій: размышленіе, молитва, испытаніе. Эти три способа, говоритъ д-ръ Лютеръ, образуютъ богослова; но и христіаниномъ вообще могутъ дѣйствительно сдѣлать только эти же три вещи.

  1. Это мѣсто Лейтбехеръ переводитъ такъ: «Посредствомъ разумнаго міровозрѣнія—мы привыкаемъ къ прославленію Бога и проч. Сократъ, Платонъ, Эпиктетъ, Солонъ суть тому примѣры; Илія и Давидъ—также». Переводчику недозволительно то, что могъ себѣ позволить свободный перелагатель. Бэгеръ замѣчаетъ при этомъ, что «если бы не держался строго текста, то и онъ не позволилъ бы себѣ мудрецовъ греческой древности ставить выше Давида и другихъ». Имена Сократа, Платона и Солона достаточно извѣстны; можно нѣчто сказать лишь о менѣе извѣстномъ Эпиктетѣ. Эпиктетъ жилъ во второй половинѣ I-го столѣтія нашего лѣтосчисленія; по рожденію былъ фригіецъ; прибылъ въ Римъ въ качествѣ раба одного любимца императора Нерона и, вслѣдствіе своей учености, былъ отпущенъ здѣсь на свободу. Онъ принадлежалъ къ школѣ стоиковъ; главнымъ основаніемъ своей ифики онъ выставлялъ положеніе: «Терпи и воздерживайся». Онъ дѣйствовалъ на учительскомъ поприщѣ въ Римѣ, а по изгнаніи отсюда—въ Епирѣ.