Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/236

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


истекаютъ ручьи истинной мудрости; только одинъ ликъ Божій есть тотъ факелъ, отъ котораго разливаются лучи истиннаго свѣта; только одно слово Божіе есть тотъ корень, изъ котораго пробиваются ростки истиннаго познанія. Поэтому, блаженны тѣ, которые созерцаютъ лице Божіе, которые прислушиваются къ устамъ Его и которые рѣчи Его воспринимаютъ въ свое сердце! Ибо этотъ путь есть единственный вѣрный путь истинной и вѣчной премудрости, кромѣ которой нѣтъ никакой другой.

11) IX. Не слѣдуетъ проходить молчаніемъ, какъ строго Богъ запрещаетъ своему народу пользоваться наслѣдіемъ, оставшимся отъ язычниковъ, и что постигло тѣхъ, которые не обратили вниманія на эту угрозу. Господь стираетъ эти племена съ глазъ Своихъ: «Кумиры боговъ ихъ долженъ ты сжечь огнемъ и не долженъ желать серебра или золота, которое на нихъ, или брать ихъ, дабы это не было для тебя сѣтью; ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. Потому, не долженъ ты вносить въ домъ свой никакой мерзости (кумира), дабы не подпасть заклятію, подобно ему» (5 Моис. VII, 22, 25, 26). «Когда Господь, Богъ твой, истребитъ отъ лица твоего народы, тогда берегись, чтобы ты не попалъ въ сѣть, послѣдуя имъ, по истребленіи ихъ, и не искалъ боговъ ихъ, говоря: какъ служили народы сіи богамъ своимъ, такъ буду и я дѣлать. Но все, что Я заповѣдую тебѣ, старайся исполнять; не прибавляй къ тому и не убавляй отъ того (5 Моис. XII, 29, 30, 32)». Это долженъ былъ Іисусъ Навинъ напомнить Евреямъ послѣ побѣды и посовѣтовать имъ—отвергнуть чужихъ боговъ (Іис. Нав. XXIV, 23); но такъ какъ они не слушались, то языческіе остатки были для нихъ сѣтью, такъ что Евреи постоянно впадали въ идолопоклонство, до паденія обоихъ царствъ. И неужели мы не должны придти къ сознанію, не должны сдѣлаться осмотрительнѣе посредствомъ чужого примѣра?

12) «Но книги не суть же кумиры», скажетъ кто-нибудь. Я возражаю: это остатки отъ тѣхъ народовъ, которыхъ Господь, Богъ нашъ, истребилъ предъ лицемъ своимъ; но книги опаснѣе тѣхъ остатковъ. Ибо тамъ только тѣ дозволяли поймать себя, «сердце которыхъ было безъ ума (Іер. X, 14)»,—здѣсь же и мудрѣйшіе могутъ быть увлечены (Колос. II, 8).