Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/282

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Итакъ, пусть здѣсь излагается: что служитъ поводомъ къ спору? въ какомъ оно находится состояніи? въ чемъ состоитъ положеніе (тезисъ) и противоположеніе (антитезисъ)? какими истинными, наивѣроятными основаніями защищается то или другое? Потомъ раскрой ошибочность утвержденія другихъ, поводъ къ ошибкѣ, обманчивость ихъ основаній; а для правильнаго рѣшенія, укажи на силу доказательствъ и т. п.; или, если оба утвержденія заключаютъ въ себѣ что-либо истинное, то представь сравненіе ихъ между собою. Такимъ образомъ одною и тою же работою достигается весьма пріятное повтореніе прежде пройденнаго и столько же полезное разъясненіе непонятаго прежде, и такимъ образомъ, посредствомъ общедоступныхъ примѣровъ,—слѣдовательно, короткимъ, но дѣйствительнымъ путемъ,—будетъ преподаваться въ обстоятельномъ видѣ самое искусство дѣлать умозаключенія, отыскивать неизвѣстное, разъяснять темное, разрѣшать сомнительное, ограничивать общее, истинное защищать оружіемъ самой истины, уничтожать ложное, и наконецъ, приводить въ порядокъ спутанное.

13. Послѣдній классъ будетъ риторическій; отъ этого класса я требую, чтобы въ немъ упражнялись въ правильномъ, легкомъ и пріятномъ практическомъ примѣненіи всего до тѣхъ поръ сообщеннаго; при этомъ обнаружится, что наши ученики чему-нибудь научились, и что трудъ съ ними былъ не напрасенъ. Сообразно извѣстному изрѣченію Сократа: «Говори такъ, чтобы я тебя увидѣлъ!»—мы сперва образовывали духъ учениковъ преимущественно въ отношеніи разумности,—а теперь хотимъ, чтобъ и языкъ ихъ выработался до изящнаго краснорѣчія.

14. Послѣ того, какъ будутъ даны краткія и возможно ясныя правила для краснорѣчія, переходятъ къ упражненіямъ въ нихъ,—именно, къ подраженію лучшимъ мастерамъ въ краснорѣчіи. Однако, при этомъ не остаются на однихъ и тѣхъ же матеріалахъ, но опять дѣлаютъ набѣги во всѣ области предметовъ истины и разнообразія, въ долины добрыхъ нравовъ и въ райскіе сады божественной мудрости, дабы то, что ученики знаютъ за полезное, пріятное или благоприличное, они умѣли бы также прекрасно излагать и, еслибъ было нужно, то не менѣе настойчиво и защищать. Для достиженія этой цѣли,