Страница:Великая дидактика (Коменский 1875).pdf/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


по своей неловкости!» И принявшись за нее съ удивительнымъ искусствомъ, безъ побоевъ—онъ пріобрѣлъ надъ нею полную власть, такъ что она не только тогда, но и впослѣдствіи позволяла ѣздить на себѣ только Александру, и въ цѣломъ свѣтѣ едва-ли можно было отыскать другую болѣе благородную лошадь, достойную столь великаго героя. Разсказъ объ этомъ передаетъ Плутархъ, при чемъ онъ замѣчаетъ: «Эта лошадь приводитъ намъ на память, что много хорошо одаренныхъ головъ пропадаетъ отъ ошибокъ воспитателей, которые коней обращаютъ въ ословъ, не умѣя управлять свободными и сознающими свое достоинство людьми».

22. Вчетвертыхъ, есть послушныя и въ то же время любознательныя натуры, но медленныя и туповатыя. Онѣ охотно слѣдуютъ за другими; а чтобъ сдѣлать для нихъ это возможнымъ, нужно снисходить къ ихъ слабости, не возлагая на нихъ чрезмѣрной тяжести, избѣгая рѣзкихъ порицаній, но всегда относясь къ нимъ доброжелательно, поддерживая, ободряя и вселяя въ нихъ мужество, чтобъ онѣ не падали духомъ. Подобные люди, хотя и позднѣе, достигнутъ своей цѣли; за то они прочнѣе держатся на ней, какъ это бываетъ съ поздними плодами. И какъ печать труднѣе оттискивается на свинцѣ, но за то крѣпче держится (чѣмъ на воскѣ), такъ люди подобнаго рода нерѣдко обладаютъ большею силою, чѣмъ талантливые, и что они однажды усвоили, то у нихъ легко не пропадаетъ. Поэтому исключать ихъ изъ школы не слѣдуетъ.

23. Впятыхъ, нѣкоторыя натуры тупы, и, кромѣ того, вялы и лѣнивы; но ихъ также можно исправить, только бы въ нихъ не было упорства. Здѣсь однако надо много умѣнья и терпѣнія.

24. Наконецъ, бываютъ еще тупоумныя, отъ природы извращенныя, злобныя и большею частію испорченныя натуры. Но поелику вездѣ въ природѣ противъ яда найдется и противоядіе, и деревья, отъ природы неплодоносныя, посредствомъ надлежащей посадки и ухода за ними могутъ быть сдѣланы плодоносными; то вообще не слѣдуетъ терять надежды и въ этомъ случаѣ, а напротивъ посмотрѣть, нельзя ли по крайней мѣрѣ побѣдить и искоренить упорство. Если и это окажется невозможнымъ,—только тогда придется оставить искривленный и узловатый чурбанъ, изъ котораго уже нельзя надѣяться вырѣзать Меркурія. «Безполезно обработывать и засѣвать безплодную почву», говоритъ Катонъ. Впрочемъ, по-