Страница:Великорусские сказки. Худяков И. А. 1860.pdf/152

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


отдаетъ вольную мужику, а кучеру приказываетъ: «ну, смотри: служи ему такъ, какъ и мнѣ. Ступай, убирай тройку лошадей и въ такую-то бричку!» Вынимаетъ помѣщикъ этому мужику денегъ двадцать тысячъ асс[1]. А тогда дороже было, какъ ныньче двѣсти тысячъ. Мужикъ поклонился, поблагодарилъ помѣщика; а помѣщикъ поблагодарилъ мужика. Съѣхалъ мужикъ со двора съ кучеромъ; отъѣхали путемъ-дорогою. Мужикъ кучеру говоритъ: остановись!—Вынимаетъ вольную, даетъ полторы тысячи деньгами кучеру.—На̀ тебѣ деньги и вольную, ступай куда тебѣ надобно!—Вотъ кучеръ поклонился, поблагодарилъ.

Минувши тому ужь три года, пріѣзжаетъ онъ вдругъ въ деревню свою; увидалъ народъ, что онъ съ великимъ богатствомъ ѣдетъ! Призвалъ его къ себѣ помѣщикъ, разспросилъ его: «гдѣ ты по сіе время былъ?» Онъ ему разсказалъ все, что съ нимъ было и въ какой сторонѣ онъ былъ. А что знаетъ, то не сказалъ. Тогда просто было; помѣщикъ его разспросилъ и отпустилъ въ домъ свой.

Жена этого мужика ужасно была рада; поживши нѣсколько времени, она стала его спрашивать: «гдѣ ты по сіе время былъ? Тому уже миновало три года!»—А я, говоритъ, былъ въ такихъ мѣстахъ; баринъ объ этомъ извѣстенъ.—Жена опять пристаетъ, спрашиваетъ неоднократно. «Когда ты въ такой сторонѣ жилъ между такими людьми, ты что-нибудь знаешь?»—Нѣтъ, больше христіанскаго языка, ничему не умѣю.—«Ну, гдѣ жь ты такое богатство взялъ?—«Такъ, говоритъ, счастье мое послужило мнѣ!» Вдругъ пристаетъ къ нему неоднократно; мужикъ вздумался сказать ей и подумалъ самъ въ себѣ: да что мнѣ кобыла говорила, я скажу, вѣдь, умру.—Вдругъ вбѣжали куры въ избу и пѣтухъ съ ними. Схватилися курицы съ курицами драться. Вотъ пѣтухъ сталъ ихъ разнимать. Одну крыломъ, другую другимъ; и го-

  1. асс. — ассигнациями. (прим. редактора Викитеки)
Тот же текст в современной орфографии

отдаёт вольную мужику, а кучеру приказывает: «ну, смотри: служи ему так, как и мне. Ступай, убирай тройку лошадей и в такую-то бричку!» Вынимает помещик этому мужику денег двадцать тысяч асс[1]. А тогда дороже было, как нынче двести тысяч. Мужик поклонился, поблагодарил помещика; а помещик поблагодарил мужика. Съехал мужик со двора с кучером; отъехали путём-дорогою. Мужик кучеру говорит: остановись! — Вынимает вольную, даёт полторы тысячи деньгами кучеру. — На́ тебе деньги и вольную, ступай куда тебе надобно! — Вот кучер поклонился, поблагодарил.

Минувши тому уж три года, приезжает он вдруг в деревню свою; увидал народ, что он с великим богатством едет! Призвал его к себе помещик, расспросил его: «где ты по сие время был?» Он ему рассказал всё, что с ним было и в какой стороне он был. А что знает, то не сказал. Тогда просто было; помещик его расспросил и отпустил в дом свой.

Жена этого мужика ужасно была рада; поживши несколько времени, она стала его спрашивать: «где ты по сие время был? Тому уже миновало три года!» — А я, говорит, был в таких местах; барин об этом известен. — Жена опять пристаёт, спрашивает неоднократно. «Когда ты в такой стороне жил между такими людьми, ты что-нибудь знаешь?» — Нет, больше христианского языка, ничему не умею. — «Ну, где ж ты такое богатство взял? — «Так, говорит, счастье моё послужило мне!» Вдруг пристаёт к нему неоднократно; мужик вздумался сказать ей и подумал сам в себе: да что мне кобыла говорила, я скажу, ведь, умру. — Вдруг вбежали куры в избу и петух с ними. Схватилися курицы с курицами драться. Вот петух стал их разнимать. Одну крылом, другую другим; и го-

  1. асс. — ассигнациями. (прим. редактора Викитеки)