Страница:Верховья Большой Лабы и перевал Цагеркер (Динник 1905).pdf/11

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


(Acer campestre и A. platanoides), вяза (Ulmus campestris), граба (Carpinus Betulus) и бука (Fagus silvatica); кромѣ того растетъ дубъ, яблоня, груша, боярышникъ, очень много алычи (Prunus divaricata Led.), дикая черешня, обыкновенная калина, бузина (Sambucus nigra), нѣсколько видовъ жимолости (Lonicera), обыкновенный бересклетъ (Evonymus), орѣшникъ (Corylus Avellana), довольно много осины, образующей мѣстами очень чистыя насажденія, черноольха, ольха и какъ-бы въ видѣ исключенія рябина и береза. Судя по характеру и разнообразію растительности этихъ мѣстъ, трудно повѣрить, что они лежатъ на высотѣ отъ 4 до 5 тысячъ футовъ надъ уровнемъ моря, а не на 2 или 2½ тысячи футовъ ниже, чѣмъ въ дѣйствительности. На одной высотѣ съ ними, по правой сторонѣ долины, растутъ густые, вѣковые пихтовые лѣса, среди которыхъ нѣтъ ни одной поляны и ни одного лиственнаго дерева. На солнечномъ склонѣ у верхней границы лѣсовъ часто попадается красивый горный кленъ (Acer Trautvetteri Medv.). Заканъ имѣетъ здѣсь ширину аршинъ въ 20—25, течетъ очень быстро, прыгая съ камня на камень и образуя безчисленное множество водопадовъ. Шумъ его, вѣроятно, слышенъ за нѣсколько верстъ. Вода въ Заканѣ чиста, прозрачна и очень холодна.

Отъ Умпырскаго перевала до того мѣста, гдѣ Заканъ впадаетъ въ Б. Лабу, мы добрались за 3¾ часа, причемъ первую, наиболѣе крутую половину спуска должны были пройти пѣшкомъ, употребивъ на это слишкомъ полтора часа. Въ 5¼ часовъ вечера мы расположились на небольшой полянкѣ, находящейся на лѣвомъ берегу Лабы, саженяхъ въ 20 отъ впаденія въ нее Закана. Здѣсь намъ нужно было переночевать, чтобы дать хорошій отдыхъ лошадямъ, совершившимъ длинный и тяжелый путь черезъ Умпырскій перевалъ.

Полянка, выбранная нами для ночлега, расположена на днѣ ущелья въ нѣсколькихъ шагахъ отъ берега рѣки и на высотѣ около 3700 ф. надъ ур. моря. Она окружена лиственнымъ лѣсомъ, среди котораго растутъ кое-гдѣ сосны. На ней-же оказалось много жасмина (Philadelphus coronarius), успѣвшаго уже отцвѣсти. Плоское дно ущелья Б. Лабы здѣсь очень узко, а надъ нимъ поднимаются крутыя, обрывистыя и болѣе или менѣе сильно заросшія лѣсомъ скалы. Спустя нѣсколько минутъ послѣ нашего пріѣзда на это мѣсто мы увидѣли на противоположной сторонѣ рѣки высоко на скалахъ серну. Она стояла на самомъ краю громаднаго отвѣ-

Тот же текст в современной орфографии

(Acer campestre и A. platanoides), вяза (Ulmus campestris), граба (Carpinus Betulus) и бука (Fagus silvatica); кроме того, растет дуб, яблоня, груша, боярышник, очень много алычи (Prunus divaricata Led.), дикая черешня, обыкновенная калина, бузина (Sambucus nigra), несколько видов жимолости (Lonicera), обыкновенный бересклет (Evonymus), орешник (Corylus Avellana), довольно много осины, образующей местами очень чистые насаждения, черноольха, ольха и, как бы в виде исключения, рябина и береза. Судя по характеру и разнообразию растительности этих мест, трудно поверить, что они лежат на высоте от 4 до 5 тысяч футов над уровнем моря, а не на 2 или 2½ тысячи футов ниже, чем в действительности. На одной высоте с ними, по правой стороне долины, растут густые, вековые пихтовые леса, среди которых нет ни одной поляны и ни одного лиственного дерева. На солнечном склоне у верхней границы лесов часто попадается красивый горный клен (Acer Trautvetteri Medv.). Закан имеет здесь ширину аршин в 20—25, течет очень быстро, прыгая с камня на камень и образуя бесчисленное множество водопадов. Шум его, вероятно, слышен за несколько верст. Вода в Закане чиста, прозрачна и очень холодна.

От Умпырского перевала до того места, где Закан впадает в Б. Лабу, мы добрались за 3¾ часа, причем первую, наиболее крутую половину спуска должны были пройти пешком, употребив на это с лишком полтора часа. В 5¼ часов вечера мы расположились на небольшой полянке, находящейся на левом берегу Лабы, саженях в 20 от впадения в нее Закана. Здесь нам нужно было переночевать, чтобы дать хороший отдых лошадям, совершившим длинный и тяжелый путь через Умпырский перевал.

Полянка, выбранная нами для ночлега, расположена на дне ущелья в нескольких шагах от берега реки и на высоте около 3700 ф. над уровнем моря. Она окружена лиственным лесом, среди которого растут кое-где сосны. На ней же оказалось много жасмина (Philadelphus coronarius), успевшего уже отцвести. Плоское дно ущелья Б. Лабы здесь очень узко, а над ним поднимаются крутые, обрывистые и более или менее сильно заросшие лесом скалы. Спустя несколько минут после нашего приезда на это место мы увидели на противоположной стороне реки высоко на скалах серну. Она стояла на самом краю громадного отве-