Страница:Верховья Большой Лабы и перевал Цагеркер (Динник 1905).pdf/30

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


вдоль берега Лабы, переходитъ черезъ нѣсколько притоковъ ея, медленно и постепенно поднимаясь все выше и выше; дальше-же на протяженіи верстъ двухъ тянется крутой подъемъ по мѣстности, покрытой березовымъ лѣсомъ. Эту часть пути мы, жалѣя нашихъ лошадей, прошли пѣшкомъ. Еще дальше средней крутизны подъемъ тянулся почти до самаго перевала по широкой лощинѣ, покрытой альпійскими лугами, на которыхъ кое-гдѣ растутъ березки, вербы, пихты, ели, рябина, горный кленъ (Acer Trautvetteri), корявый низкорослый букъ и рядомъ съ ними кавказская черника, рододендроны и брусника. Береза распространяется здѣсь выше другихъ древесныхъ породъ и не доходитъ до перевала только версты на полторы, останавливаясь ниже него приблизительно футовъ на 400. Что касается рододендроновъ, именно Rhod. caucasicum, то онъ поднимается до самаго перевала и на немъ, вправо отъ дороги, образуетъ густыя заросли, которыя покрываютъ значительное пространство[1]. Изъ травянистыхъ растеній по дорогѣ къ перевалу больше всего обращаетъ на себя вниманіе чудный свѣтло-голубой водосборъ (Aquilegia olympica), чемерица (Veratrum album), Polygonum Bistorta, синіе крупноцвѣтные акониты, Betonica grandiflora и т. д. Эти растенія, однако, не доходятъ до самаго перевала и замѣняются другими. Изъ горныхъ породъ около Цагеркера и по дорогѣ къ нему мы встрѣтили гранитъ, гнейсъ, кварциты и вообще кварцевыя породы. Аспиднаго сланца, который на Главномъ Кавказскомъ хребтѣ распространенъ такъ сильно, здѣсь нѣтъ вовсе.

Перевалъ Цагеркеръ, если смотрѣть на него съ сѣвера, представляетъ красивую пологую сѣдловину въ Главномъ Кавказскомъ хребтѣ, имѣющую видъ довольно правильной дуги. По обѣимъ сторонамъ его возвышаются горы, вершины которыхъ состоятъ изъ скалъ, а склоны покрыты травой, рододендронами, осыпями и кое-гдѣ снѣгомъ. Все это очень красиво перемѣшано между собою. Съ восточной стороны у самаго перевала стоитъ, какъ стражъ, высокая, крутая, но закругленная наверху гора,

  1. По опредѣленію Н. И. Кузнецова, береза кончается на высотѣ 1995,6 метра (6545 ф.) надъ ур. моря; по моему же опредѣленію, на высотѣ около 7000 ф. На одной высотѣ съ березами оканчиваются, по опредѣленію Н. И. Кузнецова, и рододендроны, но я нашелъ много ихъ и на самомъ перевалѣ, на высотѣ приблизительно 7400 ф. Н. И. Кузнецовъ. Путешествіе по Кубанскимъ горамъ. Изв. Импер. Русск. Геогр. Общ., т. XXV, стр. 169.
Тот же текст в современной орфографии

вдоль берега Лабы, переходит через несколько притоков ее, медленно и постепенно поднимаясь все выше и выше; дальше же на протяжении верст двух тянется крутой подъем по местности, покрытой березовым лесом. Эту часть пути мы, жалея наших лошадей, прошли пешком. Еще дальше средней крутизны подъем тянулся почти до самого перевала по широкой лощине, покрытой альпийскими лугами, на которых кое-где растут березки, вербы, пихты, ели, рябина, горный клен (Acer Trautvetteri), корявый низкорослый бук и рядом с ними кавказская черника, рододендроны и брусника. Береза распространяется здесь выше других древесных пород и не доходит до перевала только версты на полторы, останавливаясь ниже него приблизительно футов на 400. Что касается рододендронов, именно Rhod. caucasicum, то он поднимается до самого перевала и на нем, вправо от дороги, образует густые заросли, которые покрывают значительное пространство[1]. Из травянистых растений по дороге к перевалу больше всего обращает на себя внимание чудный светло-голубой водосбор (Aquilegia olympica), чемерица (Veratrum album), Polygonum Bistorta, синие крупноцветные акониты, Betonica grandiflora и так далее. Эти растения, однако, не доходят до самого перевала и заменяются другими. Из горных пород около Цагеркера и по дороге к нему мы встретили гранит, гнейс, кварциты и вообще кварцевые породы. Аспидного сланца, который на Главном Кавказском хребте распространен так сильно, здесь нет вовсе.

Перевал Цагеркер, если смотреть на него с севера, представляет красивую пологую седловину в Главном Кавказском хребте, имеющую вид довольно правильной дуги. По обеим сторонам его возвышаются горы, вершины которых состоят из скал, а склоны покрыты травой, рододендронами, осыпями и кое-где снегом. Все это очень красиво перемешано между собою. С восточной стороны у самого перевала стоит, как страж, высокая, крутая, но закругленная наверху гора,

  1. По определению Н. И. Кузнецова, береза кончается на высоте 1995,6 метра (6545 ф.) над уровнем моря; по моему же определению, на высоте около 7000 ф. На одной высоте с березами оканчиваются, по определению Н. И. Кузнецова, и рододендроны, но я нашел много их и на самом перевале, на высоте приблизительно 7400 ф. Н. И. Кузнецов. Путешествие по Кубанским горам. Изв. Импер. Русск. геогр. общ., т. XXV, стр. 169.