Страница:Верховья Большой Лабы и перевал Цагеркер (Динник 1905).pdf/8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


биться облака, солнце не показывалось вовсе, и съ минуты на минуту можно было ожидать дождя. Я началъ уже подумывать о томъ, удобно-ли будетъ въ такую погоду перебираться черезъ довольно высокій Умпырскій перевалъ (8414 ф. надъ ур. моря), но меня успокоилъ барометръ, который за ночь поднялся на цѣлые пять миллиметровъ. Часовъ въ 8 утра я съ двумя своими проводниками двинулся въ путь вверхъ по долинѣ Умпыра.

Для подъема на перевалъ мы употребили 3¾ часа и по пути къ нему видѣли много ланей — въ общей сложности болѣе 35 штукъ. Въ одномъ табунѣ ихъ я насчиталъ 26 ланей вмѣстѣ съ ланчуками. Онѣ здѣсь совсѣмъ не напуганы, подпускаютъ человѣка довольно близко, а, бросившись бѣжать, часто останавливаются и пристально смотрятъ на нарушителя ихъ покоя. Одна старая ланка, отставшая отъ упомянутаго большого стада, пробѣжала отъ насъ по чистому мѣсту въ нѣсколькихъ десяткахъ шаговъ, не желая свернуть въ сторону. Самцовъ-оленей въ это время здѣсь нѣтъ вовсе: они забираются на самыя высокія и не посѣщаемыя людьми мѣста горъ и въ ельники. Въ Умпырской долинѣ мы видѣли еще медвѣдя, но очень далеко. Изъ птицъ намъ попадались часто синицы (Parus major L. и Mecistura caudata L.), горныя овсянки (Emberiza cia L.) и чечевицы или красногрудые воробьи (Carpodacus erythrimis Pall.). На полянахъ праваго склона долины Умдыра, обращенныхъ къ югу, я видѣлъ въ нѣсколькихъ мѣстахъ обыкновенный ковыль (Stipa pennata), котораго раньше здѣсь не замѣчалъ[1].

Когда мы поднялись на перевалъ, надъ нимъ висѣли густыя тучи, было холодно и дулъ порядочный вѣтеръ; но едва успѣли пройти отъ перевала версты двѣ или три и спуститься футовъ на тысячу, какъ показалось солнце и сразу стало гораздо теплѣе. Надъ переваломъ-же и въ это время висѣли густыя тучи. Съ тропы, по которой мы шли, открылся чудный видъ на долину Закана, Б. Лабы и всѣ горы, которыя находятся въ верховьяхъ ихъ, а также въ верховьяхъ Б. Зеленчука. Хорошо видны были, между прочимъ, высочайшія вершины этой части Кавказа, именно Псышъ (11481 ф.) и Псырсъ (12425 ф.), которыя возвышаются въ истокахъ В. Зеленчука. Восточная изъ этихъ вершинъ, именно Псышъ, покрыта гораздо большимъ количествомъ снѣга, тогда какъ за-

  1. Долина Умпыра подробно описана мною въ статьѣ „Верховья. М. Лабы и Мзымты“. Зап. Кавк. Отд., кн. XXII, 1902.
Тот же текст в современной орфографии

биться облака, солнце не показывалось вовсе, и с минуты на минуту можно было ожидать дождя. Я начал уже подумывать о том, удобно ли будет в такую погоду перебираться через довольно высокий Умпырский перевал (8414 ф. над ур. моря), но меня успокоил барометр, который за ночь поднялся на целые пять миллиметров. Часов в 8 утра я с двумя своими проводниками двинулся в путь вверх по долине Умпыра.

Для подъема на перевал мы употребили 3¾ часа и по пути к нему видели много ланей — в общей сложности более 35 штук. В одном табуне их я насчитал 26 ланей вместе с ланчуками. Они здесь совсем не напуганы, подпускают человека довольно близко, а, бросившись бежать, часто останавливаются и пристально смотрят на нарушителя их покоя. Одна старая ланка, отставшая от упомянутого большого стада, пробежала от нас по чистому месту в нескольких десятках шагов, не желая свернуть в сторону. Самцов-оленей в это время здесь нет вовсе: они забираются на самые высокие и не посещаемые людьми места гор и в ельники. В Умпырской долине мы видели еще медведя, но очень далеко. Из птиц нам попадались часто синицы (Parus major L. и Mecistura caudata L.), горные овсянки (Emberiza cia L.) и чечевицы или красногрудые воробьи (Carpodacus erythrimis Pall.). На полянах правого склона долины Умдыра, обращенных к югу, я видел в нескольких местах обыкновенный ковыль (Stipa pennata), которого раньше здесь не замечал[1].

Когда мы поднялись на перевал, над ним висели густые тучи, было холодно и дул порядочный ветер; но едва успели пройти от перевала версты две или три и спуститься футов на тысячу, как показалось солнце и сразу стало гораздо теплее. Над перевалом же и в это время висели густые тучи. С тропы, по которой мы шли, открылся чудный вид на долину Закана, Б. Лабы и все горы, которые находятся в верховьях их, а также в верховьях Б. Зеленчука. Хорошо видны были, между прочим, высочайшие вершины этой части Кавказа, именно Псыш (11481 ф.) и Псырс (12425 ф.), которые возвышаются в истоках В. Зеленчука. Восточная из этих вершин, именно Псыш, покрыта гораздо большим количеством снега, тогда как за-

  1. Долина Умпыра подробно описана мною в статье «Верховья. М. Лабы и Мзымты». Зап.-Кавк. отд., кн. XXII, 1902.