Страница:Весы, 1906, № 3—4.pdf/39

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

бесной. Церковь что-то лепечетъ о Богѣ, но такое жалкое, что, кажется, сама себя не слышитъ и не разумѣетъ. Самодержавіе, подписывая конституцію, и не вспомнило, что оно — «православное», и что нельзя ему отречься отъ своего помазанія, не спросясь y тѣхъ, отъ кого оно приняло помазаніе. Объ интеллигентныхъ вождяхъ революціи и говорить нечего: для нихъ религія просто невѣжество. Не только не способны они преодолѣть религіозный соблазнъ, который заключенъ для народа въ идеѣ самодержавія, именно въ кровной связи самодержавія съ православіемъ, но не подозрѣваютъ о существованіи этого соблазна. Мало того: сами соблазняются, подчиняются безсознательно религіи самодержавія, когда не успѣвъ развѣнчать царя, вѣнчаютъ на царство пролетаріатъ или весь народъ, какъ будто религіозное существо самодержавія, то-есть, власти человѣческой, ставшей на мѣсто власти Божьей, не одинаково въ обоихъ случаяхъ — въ самодержавіи царя, то-есть, въ насиліи одного надъ всѣми и въ самодержавіи народа, то-есть, въ насиліи всѣхъ надъ каждымъ, какъ будто не одинаковое отреченіе отъ Бога Небеснаго — признаніе какого бы то ни было «земного бога», его величества, Кесаря, или его величества, народа; и какъ будто, наконецъ, «военная диктатура пролетаріата» не должна привести неизбѣжно къ военному диктатору, къ Наполеону или Кромвелю, самозванцу или самодержцу. Былъ бы кругъ, будетъ и центръ; было бы самодержавіе, будетъ и самодержецъ.

Это отсутствіе религіозной идеи въ русской революціи свидѣтельствуетъ именно только о томъ, что ея настоящій фазисъ очень ранній. Какъ ни огроменъ поднявшійся валъ, онъ все еще не возмутилъ послѣднихъ глубинъ стихіи народной. Какъ ни страшна буря надъ землею, она лишь слабый отзвукъ того, что подъ землею: это одна изъ тѣхъ бурь, которыя предшествуютъ землетрясеніямъ.

Откуда самодержавіе, — все равно, царя или народа, — откуда власть человѣческая, откуда всякое государство, отъ Христа, или отъ Антихриста? — вотъ вопросъ, который безмолвно, но неотразимо поставленъ «Великой Русской» и уже всемірной Революціей, въ настоящемъ, только соціально-политической, въ