Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/178

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Во всѣхъ случаяхъ суда, пеня (fred), которая часто доходила до половины размѣра виры (wergeld), поступала въ распоряженіе мірского схода или вѣча, и съ незапамятныхъ временъ она употреблялась для производства работъ, служившихъ для общей пользы и защиты. До сихъ поръ она имѣетъ то же назначеніе (возведеніе башенъ) у кабиловъ и у нѣкоторыхъ монгольскихъ племенъ; и мы имѣемъ прямыя историческія свидѣтельства, что даже гораздо позднѣе судебныя пошлины, въ Псковѣ и въ нѣкоторыхъ французскихъ и германскихъ городахъ, шли на поправку городскихъ стѣнъ[1]. Поэтому, совершенно естественно было, чтобы штрафы вручались судьямъ, которые, въ свою очередь, обязаны были поддерживать дружину вооруженныхъ людей, содержавшуюся для защиты территоріи, а также обязаны были приводить приговоры въ исполненіе. Это стало всеобщимъ обычаемъ въ восьмомъ и девятомъ вѣкѣ, даже въ тѣхъ случаяхъ, когда судьей былъ выборный епископъ. Такимъ образомъ появлялись зачатки соединенія въ одномъ лицѣ того, что мы теперь называемъ судебною и исполнительною властью. Но власть герцога, короля, князя и т. п. строго ограничивалась этими двумя функціями. Онъ вовсе не былъ правителемъ народа — верховная власть все еще принадлежала вѣчу; онъ не былъ даже начальникомъ народной милиціи, такъ какъ, когда народъ брался за оружіе, онъ находился подъ начальствомъ отдѣльнаго, также выбраннаго вождя, который не былъ подчиненъ королю, или князю, но считался равнымъ ему[2]. Король или князь являлся полновластнымъ господиномъ лишь въ своихъ личныхъ вотчинахъ. Фактически, въ языкѣ варваровъ, слово кonung, koning или cyning — синонимъ латин-

  1. Въ хартіи города Сэнъ-Кантена, относящейся къ 1002 году, было ясно установлено, что выкупы за дома, обреченные на разрушеніе за преступленія владѣльцевъ шли на поддержаніе городскихъ стѣнъ. Такое же употребленіе назначалось для Ungeld въ германскихъ городахъ. Въ Псковѣ штрафы вносились и хранились въ соборѣ, и изъ этого штрафного фонда производились издержки на поддержаніе городскихъ стѣнъ.
  2. Sohm, «Fränkische Rechts und Gerichtsverfassung» стр. 23; также Nitzsch, «Geschichte des deutschen Volkes», I, 78. То же было и въ русскихъ вольныхъ городахъ. Ср. Сергѣевичъ, «Вѣче и Князь»; Костомаровъ «Начало единодержавія»; Бѣляевъ и т. д.
Тот же текст в современной орфографии


Во всех случаях суда, пеня (fred), которая часто доходила до половины размера виры (wergeld), поступала в распоряжение мирского схода или веча, и с незапамятных времён она употреблялась для производства работ, служивших для общей пользы и защиты. До сих пор она имеет то же назначение (возведение башен) у кабилов и у некоторых монгольских племён; и мы имеем прямые исторические свидетельства, что даже гораздо позднее судебные пошлины, в Пскове и в некоторых французских и германских городах, шли на поправку городских стен[1]. Поэтому, совершенно естественно было, чтобы штрафы вручались судьям, которые, в свою очередь, обязаны были поддерживать дружину вооружённых людей, содержавшуюся для защиты территории, а также обязаны были приводить приговоры в исполнение. Это стало всеобщим обычаем в восьмом и девятом веке, даже в тех случаях, когда судьей был выборный епископ. Таким образом появлялись зачатки соединения в одном лице того, что мы теперь называем судебною и исполнительною властью. Но власть герцога, короля, князя и т. п. строго ограничивалась этими двумя функциями. Он вовсе не был правителем народа — верховная власть всё ещё принадлежала вечу; он не был даже начальником народной милиции, так как, когда народ брался за оружие, он находился под начальством отдельного, также выбранного вождя, который не был подчинён королю, или князю, но считался равным ему[2]. Король или князь являлся полновластным господином лишь в своих личных вотчинах. Фактически, в языке варваров, слово кonung, koning или cyning — синоним латин-

  1. В хартии города Сэн-Кантена, относящейся к 1002 году, было ясно установлено, что выкупы за дома, обречённые на разрушение за преступления владельцев шли на поддержание городских стен. Такое же употребление назначалось для Ungeld в германских городах. В Пскове штрафы вносились и хранились в соборе, и из этого штрафного фонда производились издержки на поддержание городских стен.
  2. Sohm, «Fränkische Rechts und Gerichtsverfassung» стр. 23; также Nitzsch, «Geschichte des deutschen Volkes», I, 78. То же было и в русских вольных городах. Ср. Сергеевич, «Вече и Князь»; Костомаров «Начало единодержавия»; Беляев и т. д.