Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/201

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

тала количество, приходившееся на долю каждаго[1]. Во Франціи, городъ Амьенъ закупалъ соль и распредѣлялъ ее между всѣми гражданами по покупной цѣнѣ[2]; и даже въ настоящее время мы встрѣчаемъ во многихъ французскихъ городахъ halles, которыя раньше были муниципальными депо для ссыпки зерна и соли[3]. Въ Россіи, это также было обычнымъ явленіемъ въ Новгородѣ и Псковѣ.

Надо сказать, что весь вопросъ объ общинныхъ покупкахъ для потребленія гражданъ, и о способахъ, какими совершались эти закупки, до сихъ поръ не получилъ еще должнаго вниманія со стороны историковъ; но тамъ и сямъ встрѣчаются очень поучительные факты, проливающіе новый свѣтъ на этотъ вопросъ. Такъ, среди документовъ Гросса имѣется уставъ города Килькенни, относящійся къ 1367 году, и изъ этого документа мы узнаемъ, какъ устанавливались цѣны на товары. „Купцы и матросы,“ — говоритъ Гроссъ, — „должны были подъ присягою показать покупную цѣну своихъ товаровъ и издержки сдѣланныя на перевозку. Тогда мэръ города и два добросовѣстныхъ назначали цѣну (named the price), по которой товары должны были продаваться.“ То же правило соблюдалось и въ Торсо для товаровъ, приходившихъ „съ моря или съ суши.“ Этотъ способъ „назначенія цѣны“ такъ хорошо согласуется именно съ тѣми представленіями о торговлѣ, которыя преобладали въ средніе вѣка, что онъ долженъ былъ быть во всеобщемъ ходу. Установленіе цѣны третьимъ лицомъ было очень древнимъ обычаемъ; и для всякаго рода обмѣна въ предѣлахъ города несомнѣнно прибѣгали также очень часто къ опредѣленію цѣнъ, не продавцомъ или покупателемъ, а третьимъ лицомъ, — „добросовѣстнымъ.“ Но этотъ порядокъ вещей отодвигаетъ насъ къ еще болѣе раннему періоду исторіи торговли, а именно, къ тому

  1. Cibrario, „Les conditions économiques de l’Italie au temps de Dante“, Paris, 1865, стр. 44.
  2. A. de Calonne, „La vie municipale au XV-me siècle dans le Nord de la France“ Paris, 1880, стр. 12—16. Въ 1485 году городъ дозволилъ вывезть въ Антверпенъ нѣкоторое количество зернового хлѣба, „такъ какъ жители Антверпена всегда были готовы сдѣлать пріятное купцамъ и гражданамъ Амьена“ (ibid., стр. 75—77 и тексты).
  3. A. Babeau, „La ville sous l’anсien régime”, Paris, 1880.
Тот же текст в современной орфографии

тала количество, приходившееся на долю каждого[1]. Во Франции, город Амьен закупал соль и распределял её между всеми гражданами по покупной цене[2]; и даже в настоящее время мы встречаем во многих французских городах halles, которые раньше были муниципальными депо для ссыпки зерна и соли[3]. В России, это также было обычным явлением в Новгороде и Пскове.

Надо сказать, что весь вопрос об общинных покупках для потребления граждан, и о способах, какими совершались эти закупки, до сих пор не получил ещё должного внимания со стороны историков; но там и сям встречаются очень поучительные факты, проливающие новый свет на этот вопрос. Так, среди документов Гросса имеется устав города Килькенни, относящийся к 1367 году, и из этого документа мы узнаём, как устанавливались цены на товары. «Купцы и матросы», — говорит Гросс, — «должны были под присягою показать покупную цену своих товаров и издержки сделанные на перевозку. Тогда мэр города и два добросовестных назначали цену (named the price), по которой товары должны были продаваться». То же правило соблюдалось и в Торсо для товаров, приходивших «с моря или с суши». Этот способ «назначения цены» так хорошо согласуется именно с теми представлениями о торговле, которые преобладали в средние века, что он должен был быть во всеобщем ходу. Установление цены третьим лицом было очень древним обычаем; и для всякого рода обмена в пределах города несомненно прибегали также очень часто к определению цен, не продавцом или покупателем, а третьим лицом, — «добросовестным». Но этот порядок вещей отодвигает нас к ещё более раннему периоду истории торговли, а именно, к тому

  1. Cibrario, «Les conditions économiques de l’Italie au temps de Dante», Paris, 1865, стр. 44.
  2. A. de Calonne, «La vie municipale au XV-me siècle dans le Nord de la France» Paris, 1880, стр. 12—16. В 1485 году город дозволил вывезть в Антверпен некоторое количество зернового хлеба, «так как жители Антверпена всегда были готовы сделать приятное купцам и гражданам Амьена» (ibid., стр. 75—77 и тексты).
  3. A. Babeau, «La ville sous l’anсien régime», Paris, 1880.