Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/256

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

телей тропинокъ и другихъ подобныхъ организацій, зародившихся изъ потребностей современнаго милитаризма.

Швейцарія, однако, вовсе не является исключеніемъ въ Европѣ, такъ какъ подобные же институціи и обычаи можно наблюдать въ деревняхъ Франціи, Италіи, Германіи, Даніи и т. д. Такъ, на предыдущихъ страницахъ говорилось о томъ, что было сдѣлано правителями Франціи, съ цѣлью уничтоженія деревенской общины и захвата ея земель; но, несмотря на всѣ усилія правительства, одна десятая часть всей территоріи, пригодной для культуры, т. е., около 5.800.000 десятинъ, занимающихъ половину всѣхъ естественныхъ луговъ и почти пятую часть всѣхъ лѣсовъ страны, остаются въ общинномъ владѣніи. Эти лѣса снабжаютъ общинниковъ топливомъ, а строевой лѣсъ рубится въ большинствѣ случаевъ путемъ общинной работы, со всею желательною въ этихъ случаяхъ правильностью; скотъ общинниковъ свободно пасется на общинныхъ пастбищахъ, а остатки общинныхъ полей дѣлятся и переделяются въ нѣкоторыхъ частяхъ Франціи — а именно въ Арденнахъ — обычнымъ путемъ[1].

Эти добавочные источники, помогающіе болѣе бѣднымъ крестьянамъ переживать годы плохихъ урожаевъ, не продавая принадлежащихъ имъ клочковъ земли и не запутываясь въ неоплатныхъ долгахъ, несомнѣнно имѣютъ значеніе, какъ для земледѣльческихъ рабочихъ, такъ и для почти 3.000.000 мелкихъ крестьянъ-собственниковъ. Сомнительно даже, чтобы мелкая крестьянская собственность могла удержаться безъ помощи этихъ добавочныхъ источниковъ. Но этическая важность общинной собственности, какъ бы ни были малы ея размѣры, далеко превосходитъ ея экономическое значеніе. Она помогаетъ сохраненію въ деревенской жизни ядра обычаевъ и навыковъ взаимной помощи, несомнѣнно дѣйствующихъ какъ противовѣсъ узкому индивидуализму и жадности, которые такъ легко развиваются въ средѣ мелкихъ земельныхъ собственниковъ,

  1. Общины владѣютъ почти 2.000,000 десятинъ лѣса, изъ 10.500.000 десятинъ во всей территоріи, и около 3.000.000 десятинъ естественныхъ луговъ, изъ 4.600.000 во всей Франціи. Остальные 810.000 десятинъ находятся подъ полями, садами и т. д.
Тот же текст в современной орфографии

телей тропинок и других подобных организаций, зародившихся из потребностей современного милитаризма.

Швейцария, однако, вовсе не является исключением в Европе, так как подобные же институции и обычаи можно наблюдать в деревнях Франции, Италии, Германии, Дании и т. д. Так, на предыдущих страницах говорилось о том, что было сделано правителями Франции, с целью уничтожения деревенской общины и захвата её земель; но, несмотря на все усилия правительства, одна десятая часть всей территории, пригодной для культуры, т. е., около 5.800.000 десятин, занимающих половину всех естественных лугов и почти пятую часть всех лесов страны, остаются в общинном владении. Эти леса снабжают общинников топливом, а строевой лес рубится в большинстве случаев путем общинной работы, со всею желательною в этих случаях правильностью; скот общинников свободно пасется на общинных пастбищах, а остатки общинных полей делятся и переделяются в некоторых частях Франции — а именно в Арденнах — обычным путем[1].

Эти добавочные источники, помогающие более бедным крестьянам переживать годы плохих урожаев, не продавая принадлежащих им клочков земли и не запутываясь в неоплатных долгах, несомненно имеют значение, как для земледельческих рабочих, так и для почти 3.000.000 мелких крестьян-собственников. Сомнительно даже, чтобы мелкая крестьянская собственность могла удержаться без помощи этих добавочных источников. Но этическая важность общинной собственности, как бы ни были малы её размеры, далеко превосходит её экономическое значение. Она помогает сохранению в деревенской жизни ядра обычаев и навыков взаимной помощи, несомненно действующих как противовес узкому индивидуализму и жадности, которые так легко развиваются в среде мелких земельных собственников,

  1. Общины владеют почти 2.000,000 десятин леса, из 10.500.000 десятин во всей территории, и около 3.000.000 десятин естественных лугов, из 4.600.000 во всей Франции. Остальные 810.000 десятин находятся под полями, садами и т. д.