Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/266

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

шли постепенно къ мысли, что необходимо положить конецъ раздорамъ, введя общинное землевладѣніе. Тогда они начали составлять приговоры, согласно которымъ, земля, которою они до того владѣли лично, переходила въ общинное владѣніе; и вслѣдъ затѣмъ они начали дѣлить и передѣлять эту землю, согласно установившимся въ деревенскихъ общинахъ обычаямъ. Это движеніе постепенно приняло обширные размѣры, и на сравнительно небольшой территоріи таврическіе статистики нашли 161 деревню, въ которыхъ общинное владѣніе было введено самими крестьянами-собственниками, вмѣсто частной собственности, главнымъ образомъ въ теченіе 1855—1885 годовъ. Поселенцы, такимъ образомъ, свободно выработали самые разнообразные типы деревенской общины[1]. Особенный интересъ этому переходу отъ личнаго землевладѣнія къ общему придаетъ еще то, что онъ совершился не только среди великороссовъ, привыкшихъ къ общинной жизни, но и среди малороссовъ, давно забывшихъ объ общинѣ подъ польскимъ владычествомъ, а также среди грековъ и болгаръ, и даже среди нѣмцевъ, которые давно уже успѣли выработать въ своихъ цвѣтущихъ полупромышленныхъ колоніяхъ на Волгѣ собственный типъ деревенской общины[2]. Татары-мусульмане въ Таврической губерніи очевидно продолжали владѣть землею по мусульманскому обычному праву, допускающему лишь ограниченное личное землевладѣніе; но даже среди нихъ, въ нѣкоторыхъ немногихъ случаяхъ, привилась европейская деревенская община. Что же касается до другихъ національностей, населяющихъ Таврическую губернію, то частное владѣніе было уничтожено въ шести эстонскихъ деревняхъ, въ двухъ греческихъ, въ двухъ болгарскихъ, въ одной чешской и въ одной нѣмецкой.

  1. Въ нѣкоторыхъ случаяхъ они приступили къ дѣлу съ чрезвычайной осторожностью. Въ одной деревнѣ они начали съ передачи всѣхъ луговъ въ общинное владѣніе и только незначительная доля пахотныхъ полей (около двухъ десятинъ на душу) была сдѣлана общинною; остальная же пахотная земля продолжала быть въ частномъ владѣніи. Позднѣе, въ 1862—1864 г., система эта была расширена, но лишь въ 1884 г. всѣ земли перешли въ общинное владѣніе (В. В., «Крестьянская община», стр. 1—14).
  2. О деревенской общинѣ у меннонитовъ [См. меннонитство в Википедии. — Примечание редактора Викитеки.] см. А. Клауса, «Наши колоніи», Петербургъ, 1869.
Тот же текст в современной орфографии

шли постепенно к мысли, что необходимо положить конец раздорам, введя общинное землевладение. Тогда они начали составлять приговоры, согласно которым, земля, которою они до того владели лично, переходила в общинное владение; и вслед затем они начали делить и переделять эту землю, согласно установившимся в деревенских общинах обычаям. Это движение постепенно приняло обширные размеры, и на сравнительно небольшой территории таврические статистики нашли 161 деревню, в которых общинное владение было введено самими крестьянами-собственниками, вместо частной собственности, главным образом в течение 1855—1885 годов. Поселенцы, таким образом, свободно выработали самые разнообразные типы деревенской общины[1]. Особенный интерес этому переходу от личного землевладения к общему придает еще то, что он совершился не только среди великороссов, привыкших к общинной жизни, но и среди малороссов, давно забывших об общине под польским владычеством, а также среди греков и болгар, и даже среди немцев, которые давно уже успели выработать в своих цветущих полупромышленных колониях на Волге собственный тип деревенской общины[2]. Татары-мусульмане в Таврической губернии очевидно продолжали владеть землею по мусульманскому обычному праву, допускающему лишь ограниченное личное землевладение; но даже среди них, в некоторых немногих случаях, привилась европейская деревенская община. Что же касается до других национальностей, населяющих Таврическую губернию, то частное владение было уничтожено в шести эстонских деревнях, в двух греческих, в двух болгарских, в одной чешской и в одной немецкой.

  1. В некоторых случаях они приступили к делу с чрезвычайной осторожностью. В одной деревне они начали с передачи всех лугов в общинное владение и только незначительная доля пахотных полей (около двух десятин на душу) была сделана общинною; остальная же пахотная земля продолжала быть в частном владении. Позднее, в 1862—1864 г., система эта была расширена, но лишь в 1884 г. все земли перешли в общинное владение (В. В., «Крестьянская община», стр. 1—14).
  2. О деревенской общине у меннонитов [См. меннонитство в Википедии. — Примечание редактора Викитеки.] см. А. Клауса, «Наши колонии», Петербург, 1869.