Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/284

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

экономическихъ отношеній и, побывавши въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ сѣвера Англіи, гдѣ кооперація особенно развита, нельзя не придти къ заключенію, что значительное количество участниковъ этого движенія держится именно такого мнѣнія. Большинство изъ нихъ потеряло бы всякій интересъ къ кооперативному движенію, если бы у нихъ исчезла упомянутая сейчасъ увѣренность. Нужно также сказать, что за послѣдніе годы среди кооператоровъ начали проявляться болѣе широкіе идеалы общаго благосостоянія и солидарности производителей. Нельзя отрицать проявляющуюся теперь среди нихъ тенденцію, направленную къ улучшенію отношеній между собственниками кооперативныхъ производствъ и ихъ рабочими.

Значеніе коопераціи въ Англіи, Голландіи и Даніи хорошо извѣстно, а въ Германіи, въ особенности на Рейнѣ, уже въ настоящее время кооперативныя общества являются крупнымъ факторомъ промышленной жизни[1]. Но, быть можетъ, Россія представляетъ наилучшее поле для изученія коопераціи въ безконечно разнообразныхъ формахъ. Въ Россіи кооперація, т. е. артель, выросла естественнымъ образомъ; она унаслѣдована отъ среднихъ вѣковъ, и въ то время, какъ формально образовавшемуся кооперативному обществу пришлось бы бороться съ кучею законныхъ затрудненій и съ подозрительностью бюрократіи, неоформленный видъ коопераціи — артель — представляетъ самую сущность русской крестьянской жизни. Исторія „созиданія Россіи“ и колонизація Сибири представляются въ дѣйствительности исторіею охотничьихъ и промышленныхъ артелей, вслѣдъ за которыми потянулись деревенскія общины. Теперь мы находимъ артель повсюду: въ каждой группѣ крестьянъ, отправляющихся изъ одной и той же деревни на заработки на фабрику, во всѣхъ строительныхъ ремеслахъ, среди рыбаковъ и охотниковъ, среди арестантовъ на пути въ Сибирь и обратно, среди желѣзнодорожныхъ носильщиковъ, биржевыхъ артельщиковъ, таможенныхъ рабочихъ, въ многихъ изъ кустарныхъ производствъ (дающихъ занятіе 7.000.000

  1. Годовой расходъ 31.473 производительныхъ и потребительныхъ ассоціацій на среднемъ Рейнѣ былъ показанъ въ 1890 году въ 18.437.500 фунтовъ (около 180.000.000 рублей); изъ нихъ 3.675.000 ф. ст. (около 35.000.000 руб.) были выданы въ теченіе года въ ссуду.
Тот же текст в современной орфографии

экономических отношений и, побывавши в некоторых местностях севера Англии, где кооперация особенно развита, нельзя не придти к заключению, что значительное количество участников этого движения держится именно такого мнения. Большинство из них потеряло бы всякий интерес к кооперативному движению, если бы у них исчезла упомянутая сейчас уверенность. Нужно также сказать, что за последние годы среди кооператоров начали проявляться более широкие идеалы общего благосостояния и солидарности производителей. Нельзя отрицать проявляющуюся теперь среди них тенденцию, направленную к улучшению отношений между собственниками кооперативных производств и их рабочими.

Значение кооперации в Англии, Голландии и Дании хорошо известно, а в Германии, в особенности на Рейне, уже в настоящее время кооперативные общества являются крупным фактором промышленной жизни[1]. Но, быть может, Россия представляет наилучшее поле для изучения кооперации в бесконечно разнообразных формах. В России кооперация, т. е. артель, выросла естественным образом; она унаследована от средних веков, и в то время, как формально образовавшемуся кооперативному обществу пришлось бы бороться с кучею законных затруднений и с подозрительностью бюрократии, неоформленный вид кооперации — артель — представляет самую сущность русской крестьянской жизни. История «созидания России» и колонизация Сибири представляются в действительности историею охотничьих и промышленных артелей, вслед за которыми потянулись деревенские общины. Теперь мы находим артель повсюду: в каждой группе крестьян, отправляющихся из одной и той же деревни на заработки на фабрику, во всех строительных ремеслах, среди рыбаков и охотников, среди арестантов на пути в Сибирь и обратно, среди железнодорожных носильщиков, биржевых артельщиков, таможенных рабочих, в многих из кустарных производств (дающих занятие 7.000.000

  1. Годовой расход 31.473 производительных и потребительных ассоциаций на среднем Рейне был показан в 1890 году в 18.437.500 фунтов (около 180.000.000 рублей); из них 3.675.000 ф. ст. (около 35.000.000 руб.) были выданы в течение года в ссуду.