Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/297

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

трубы, — и сотоварищъ по играмъ уже кричитъ ему: „Уходи — тамъ въ дыркѣ сидитъ лихорадка!“. — „Не лѣзь черезъ эту стѣну; если упадешь на ту сторону, поѣздъ раздавить тебя!“. — „Не подходи близко къ канавѣ!“. — „Не ѣшь этихъ ягодъ: ядъ, — умрешь“. Таковы первые уроки, получаемые малышемъ, когда онъ присоединяется къ сотоварищамъ на улицѣ. Сколько дѣтей, мѣстомъ игръ которыхъ служатъ улицы возлѣ „образцовыхъ рабочихъ жилищъ“, или набережныя и мосты каналовъ, погибли бы подъ колесами телѣгъ, или въ мутной водѣ каналовъ, если бы между дѣтьми не существовало этого рода взаимной помощи! А если какой-нибудь мальчуганъ все-таки попадетъ въ неогороженную канаву, или дѣвочка свалится въ каналъ, то уличная орда малышей поднимаетъ такой крикъ, что все сосѣдство сбѣгается на помощь. Все это я говорю по личному наблюденію.

Затѣмъ идетъ союзъ матерей. — „Вы не можете себѣ представить“, — писала мнѣ недавно одна англійская женщина-врачъ, живущая въ бѣдномъ кварталѣ Лондона, — „какъ много онѣ помогаютъ другъ другу. Если какая-нибудь женщина не приготовила, или не могла приготовить, нужнаго для ожидаемаго ребенка, — а какъ часто это случается! — то всѣ сосѣдки приносятъ что-нибудь для новорожденнаго. Въ то же время одна изъ сосѣдокъ всегда беретъ на себя заботу о дѣтяхъ, а другая о хозяйствѣ, пока роженица остается въ постели.“ Это — обычное явленіе, о которомъ упоминаютъ всѣ, кому приходилось жить среди бѣдняковъ въ Англіи. Тысячами мелкихъ услугъ матери поддерживаютъ другъ друга и заботятся о чужихъ дѣтяхъ. У дамы, принадлежащей къ богатымъ классамъ, требуется извѣстная выдержка — къ лучшему или къ худшему, пусть сами судятъ — чтобы пройти на улицѣ мимо дрожащихъ отъ холода и голодныхъ дѣтей, не замѣчая ихъ. Но матери изъ бѣдныхъ классовъ не обладаютъ такой выдержкой. Онѣ не могутъ выносить вида голоднаго ребенка: онѣ должны накормить его; такъ онѣ и дѣлаютъ. „Когда дѣти, идущія въ школу, просятъ хлѣба, они рѣдко или скорѣе никогда не получаютъ отказа,“ — пишетъ мнѣ одна пріятельница, работавшая въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ въ Уайтчапэлѣ, въ связи съ однимъ рабочимъ клубомъ. Впрочемъ, лучше будетъ привести нѣсколько выдержекъ изъ ея письма:


Тот же текст в современной орфографии

трубы, — и сотоварищ по играм уже кричит ему: «Уходи — там в дырке сидит лихорадка!». — «Не лезь через эту стену; если упадешь на ту сторону, поезд раздавить тебя!». — «Не подходи близко к канаве!». — «Не ешь этих ягод: яд, — умрешь». Таковы первые уроки, получаемые малышом, когда он присоединяется к сотоварищам на улице. Сколько детей, местом игр которых служат улицы возле «образцовых рабочих жилищ», или набережные и мосты каналов, погибли бы под колесами телег, или в мутной воде каналов, если бы между детьми не существовало этого рода взаимной помощи! А если какой-нибудь мальчуган всё-таки попадет в неогороженную канаву, или девочка свалится в канал, то уличная орда малышей поднимает такой крик, что всё соседство сбегается на помощь. Всё это я говорю по личному наблюдению.

Затем идет союз матерей. — «Вы не можете себе представить», — писала мне недавно одна английская женщина-врач, живущая в бедном квартале Лондона, — «как много они помогают друг другу. Если какая-нибудь женщина не приготовила, или не могла приготовить, нужного для ожидаемого ребенка, — а как часто это случается! — то все соседки приносят что-нибудь для новорожденного. В то же время одна из соседок всегда берет на себя заботу о детях, а другая о хозяйстве, пока роженица остается в постели.» Это — обычное явление, о котором упоминают все, кому приходилось жить среди бедняков в Англии. Тысячами мелких услуг матери поддерживают друг друга и заботятся о чужих детях. У дамы, принадлежащей к богатым классам, требуется известная выдержка — к лучшему или к худшему, пусть сами судят — чтобы пройти на улице мимо дрожащих от холода и голодных детей, не замечая их. Но матери из бедных классов не обладают такой выдержкой. Они не могут выносить вида голодного ребенка: они должны накормить его; так они и делают. «Когда дети, идущие в школу, просят хлеба, они редко или скорее никогда не получают отказа», — пишет мне одна приятельница, работавшая в течение нескольких лет в Уайтчапэле, в связи с одним рабочим клубом. Впрочем, лучше будет привести несколько выдержек из её письма: