Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/322

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Профессоръ Кесслеръ былъ совершенно правъ, указывая, что молодые выводки птицъ, вслѣдствіе нахожденія вмѣстѣ осенью, развиваютъ въ себѣ чувства общительности. Cornish («Animais at Work and Play») далъ нѣсколько примѣровъ игръ среди молодыхъ млекопитающихъ, какъ напримѣръ ягнятъ, которые до страсти любятъ играть во «Всѣ за мной», и въ «Я — хозяинъ дома» — я самъ видѣлъ не разъ эту игру, — а также ихъ страсти къ скачкамъ съ препятствіями; молодыя лани любятъ играть въ «Лови меня», при чемъ толчокъ дается мордочкой. Кромѣ того, массу примѣровъ можно найти въ превосходной работѣ Karl Gross’а, «The Play of Animais».

Тот же текст в современной орфографии


Профессор Кесслер был совершенно прав, указывая, что молодые выводки птиц, вследствие нахождения вместе осенью, развивают в себе чувства общительности. Cornish («Animais at Work and Play») дал несколько примеров игр среди молодых млекопитающих, как например ягнят, которые до страсти любят играть во «Все за мной», и в «Я — хозяин дома» — я сам видел не раз эту игру, — а также их страсти к скачкам с препятствиями; молодые лани любят играть в «Лови меня», причем толчок дается мордочкой. Кроме того, массу примеров можно найти в превосходной работе Karl Gross’а, «The Play of Animais».


VIII.—Орангъ-утаны были нѣкогда болѣе общительны.
(Къ стр. 63).

Изъ работы проф. Эдуарда Беккари, итальянскаго ботаника, странствовавшаго въ Саравакѣ (Борнео), видно что мѣстные дикари жестоко истребляютъ орангъ-утановъ, при помощи своихъ тонкихъ ядовитыхъ стрѣлъ, выдуваемыхъ черезъ длинную трубку человѣкомъ, спрятаннымъ въ засаду. Немудрено, что при такихъ условіяхъ, орангъ-утаны предпочитаютъ вести одинокую жизнь, но есть факты, указывающіе на то, что прежде орангъ-утаны не были чужды общительности, такъ какъ, даже теперь, они собираются иногда небольшими группами, когда поспѣетъ фруктъ дуріана. — «Лучшая пора для охоты за орангъ-утанами», пишетъ Беккари, «это когда фруктъ созрѣетъ. Тогда ихъ легко находить по пяти, шести, или болѣе, на одномъ деревѣ. Въ ту пору, когда я былъ въ Маропѣ, маи (орангъ-утаны) бродили по лѣсамъ въ поискахъ за пищею, и не легко было найти ихъ, особенно нѣсколькихъ вмѣстѣ. Все-таки я видѣлъ восьмерыхъ въ одинъ день, изъ нихъ четыре — на одномъ деревѣ». Даже разновидность тяпингъ, которой меньше чѣмъ разновидности касса, появляется группами, и даяки говорятъ, что многіе изъ первыхъ видны бываютъ около селъ, когда поспѣетъ дуріанъ («Странствованіе въ большихъ лѣсахъ Борнео», англ. изданіе, стр. 204).

Беккари видѣлъ также множество ихъ гнѣздъ, или логовищъ. «Слово гнѣздо», пишетъ онъ, «совершенно приложи-

Тот же текст в современной орфографии


VIII.—Орангутаны были некогда более общительны
(К стр. 63)

Из работы проф. Эдуарда Беккари, итальянского ботаника, странствовавшего в Сараваке (Борнео), видно, что местные дикари жестоко истребляют орангутанов, при помощи своих тонких ядовитых стрел, выдуваемых через длинную трубку человеком, спрятанным в засаду. Немудрено, что при таких условиях, орангутаны предпочитают вести одинокую жизнь, но есть факты, указывающие на то, что прежде орангутаны не были чужды общительности, так как, даже теперь, они собираются иногда небольшими группами, когда поспеет фрукт дуриана. — «Лучшая пора для охоты за орангутанами», пишет Беккари, «это когда фрукт созреет. Тогда их легко находить по пяти, шести, или более, на одном дереве. В ту пору, когда я был в Маропе, маи (орангутаны) бродили по лесам в поисках за пищею, и нелегко было найти их, особенно нескольких вместе. Всё-таки я видел восьмерых в один день, из них четыре — на одном дереве». Даже разновидность тяпинг, которой меньше, чем разновидности касса, появляется группами, и даяки говорят, что многие из первых видны бывают около сёл, когда поспеет дуриан («Странствование в больших лесах Борнео», англ. издание, стр. 204).

Беккари видел также множество их гнезд, или логовищ. «Слово гнездо», пишет он, «совершенно приложи-