Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/324

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

могли летать и «весь день держались вблизи жилищъ, надѣясь поживиться какимъ-нибудь случайнымъ кускомъ». Въ ту же самую зиму погибло невѣроятное количество овецъ и рогатаго скота, въ теченіе одного холоднаго мѣсяца, слѣдовавшаго за засухой. Что же касается до мышей, то, по словамъ Hudson’а «послѣ этого великаго истребленія едва осталось самое небольшое количество мышей, выжившихъ всѣ невзгоды, чтобы продолжить видъ».

Вышеприведенный примѣръ имѣетъ еще особенный интересъ потому, что онъ показываетъ, какъ на равнинахъ и плоскогоріяхъ внезапное размноженіе вида немедленно привлекаетъ его враговъ изъ другихъ частей равнинъ, и какъ виды, лишенные защиты, доставляемой общественною жизнью, неизбѣжно должны стать добычей этихъ враговъ.

Тотъ же самый авторъ даетъ другой превосходный примѣръ изъ своихъ наблюденій въ Аргентинской республикѣ. Однимъ изъ распространенныхъ тамъ грызуновъ является «койпу» (Myopotamus coypù) — похожій по наружному виду на крысу, но величиной не меньше выдры. По своимъ привычкамъ это водяной звѣрь, отличающійся большою общительностью. «Однажды вечеромъ», — пишетъ Hudson, — «всѣ они плавали и играли въ водѣ, разговаривая между собой путемъ странныхъ вскрикиваній, которыя звучали какъ стоны и вопли раненаго, или страдающаго человѣка. Мѣха «койпу», которые обладаютъ нѣжнымъ мѣхомъ подъ длинными грубыми волосами, одно время вывозились въ большихъ количествахъ въ Европу; но около 60-ти лѣтъ тому назадъ диктаторъ Розасъ издалъ указъ, воспрещавшій охоту за этими животными. Въ результатѣ животныя эти размножились въ необычайномъ количествѣ и, оставивъ свои водныя привычки, стали жить на сушѣ и совершать переселенія, появляясь вездѣ въ большихъ количествахъ въ поискахъ за пищей. Внезапно на нихъ напала какая-то таинственная эпидемія, отъ которой они погибли, и въ настоящее время почти всѣ вымерли», (стр. 12).

Истребленіе человѣкомъ съ одной стороны, и заразительныя болѣзни съ другой, являются, такими образомъ, главными задержками, препятствующими размножению видовъ, а вовсе не конкуренція при добываніи средствъ къ существованію, которая можетъ совершенно отсутствовать, а когда существуетъ, то до нѣкоторой степени избѣгается переселеніями, или перемѣною пищи.


Тот же текст в современной орфографии

могли летать и «весь день держались вблизи жилищ, надеясь поживиться каким-нибудь случайным куском». В ту же самую зиму погибло невероятное количество овец и рогатого скота, в течение одного холодного месяца, следовавшего за засухой. Что же касается до мышей, то, по словам Hudson’а «после этого великого истребления едва осталось самое небольшое количество мышей, выживших все невзгоды, чтобы продолжить вид».

Вышеприведенный пример имеет еще особенный интерес потому, что он показывает, как на равнинах и плоскогорьях внезапное размножение вида немедленно привлекает его врагов из других частей равнин, и как виды, лишенные защиты, доставляемой общественною жизнью, неизбежно должны стать добычей этих врагов.

Тот же самый автор дает другой превосходный пример из своих наблюдений в Аргентинской республике. Одним из распространенных там грызунов является «койпу» (Myopotamus coypù) — похожий по наружному виду на крысу, но величиной не меньше выдры. По своим привычкам это водяной зверь, отличающийся большою общительностью. «Однажды вечером», — пишет Hudson, — «все они плавали и играли в воде, разговаривая между собой путем странных вскрикиваний, которые звучали как стоны и вопли раненого, или страдающего человека. Меха «койпу», которые обладают нежным мехом под длинными грубыми волосами, одно время вывозились в больших количествах в Европу; но около 60-ти лет тому назад диктатор Розас издал указ, воспрещавший охоту за этими животными. В результате животные эти размножились в необычайном количестве и, оставив свои водные привычки, стали жить на суше и совершать переселения, появляясь везде в больших количествах в поисках за пищей. Внезапно на них напала какая-то таинственная эпидемия, от которой они погибли, и в настоящее время почти все вымерли», (стр. 12).

Истребление человеком с одной стороны, и заразительные болезни с другой, являются, такими образом, главными задержками, препятствующими размножению видов, а вовсе не конкуренция при добывании средств к существованию, которая может совершенно отсутствовать, а когда существует, то до некоторой степени избегается переселениями, или переменою пищи.