Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/76

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

особями того же, или даже иного вида. Короче говоря, эти игры представляютъ проявленіе общительности въ истинномъ смыслѣ этого слова, являющейся отличительной чертой всего животнаго міра.[1] Будетъ ли это чувство страха, испытываемаго при появленіи хищной птицы, или „взрывъ радости“, проявляющійся, когда животныя здоровы и въ особенности молоды, или же просто стремленіе освободиться отъ избытка впечатлѣній и кипящей жизненной силы,—необходимость сообщенія своихъ впечатлѣній другимъ, необходимость совмѣстной игры, болтовни, или просто ощущенія близости другихъ родственныхъ живыхъ существъ,—эта потребность проникаетъ всю природу; и въ столь же сильной степени, какъ и любая физіологическая функція, она составляетъ отличительную черту жизни и впечатлительности вообще. Эта потребность составляетъ высшее развитіе и принимаетъ наиболѣе прекрасныя формы у млекопитающихъ, особенно у молодыхъ особей, и еще болѣе у птицъ; но она проникаетъ всю природу. Ее обстоятельно наблюдали лучшіе натуралисты, , включая Пьера Гюбнера, даже среди муравьевъ; и нѣтъ сомнѣнія, что та же потребность, тотъ же инстинктъ собираетъ бабочекъ и другихъ насѣкомыхъ въ огромныя колонны, о которыхъ мы говорили выше.

Привычка птицъ сходиться вмѣстѣ для танцевъ и украшеніе ими мѣстъ, гдѣ онѣ обыкновенно предаются танцамъ, вѣроятно хорошо извѣстна читателямъ, хотя бы по тѣмъ страницамъ, которыя Дарвинъ посвятилъ этому предмету въ „Происхожденіи Человѣка“ (гл. XIII) Посѣтители Лондонскаго Зоологическаго Сада знакомы также съ красиво-украшенной бесѣдкой „атласной птицы“[2], устраиваемой съ тою же цѣлью. Но этотъ обычай

  1. Не только многочисленные виды птицъ обладаютъ привычкой собираться вмѣстѣ—во многихъ случаяхъ всегда на одномъ и томъ же мѣстѣ—для всякаго рода забавъ и танцевъ, но, по наблюденію W. H. Gudson, почти всѣ млекопитающія и птицы («можетъ быть въ дѣйствительности всѣ безъ исключенія») часто предаются болѣе или менѣе регулярнымъ или опредѣленнымъ играмъ, молчаливымъ или сопровождаемымъ звуками, или же исключительно звуковымъ. (стр. 264).
  2. Эта австралійская птица, сродная нашей иволгѣ и называемая англичанами Satin Bower bird строитъ себѣ, вмѣсто гнѣзда, бесѣдку, (bower) изъ вѣтвей, съ колыбелькою, украшенной всевозможными яркими предметами: перьями попугаевъ, ракушками и т. д. Латинское названіе этой птицы: Ptilonorhynchus holosericlus.
Тот же текст в современной орфографии

особями того же, или даже иного вида. Короче говоря, эти игры представляют проявление общительности в истинном смысле этого слова, являющейся отличительной чертой всего животного мира.[1] Будет ли это чувство страха, испытываемого при появлении хищной птицы, или «взрыв радости», проявляющийся, когда животные здоровы и в особенности молоды, или же просто стремление освободиться от избытка впечатлений и кипящей жизненной силы, — необходимость сообщения своих впечатлений другим, необходимость совместной игры, болтовни, или просто ощущения близости других родственных живых существ, — эта потребность проникает всю природу; и в столь же сильной степени, как и любая физиологическая функция, она составляет отличительную черту жизни и впечатлительности вообще. Эта потребность составляет высшее развитие и принимает наиболее прекрасные формы у млекопитающих, особенно у молодых особей, и ещё более у птиц; но она проникает всю природу. Её обстоятельно наблюдали лучшие натуралисты, , включая Пьера Гюбнера, даже среди муравьёв; и нет сомнения, что та же потребность, тот же инстинкт собирает бабочек и других насекомых в огромные колонны, о которых мы говорили выше.

Привычка птиц сходиться вместе для танцев и украшение ими мест, где они обыкновенно предаются танцам, вероятно хорошо известна читателям, хотя бы по тем страницам, которые Дарвин посвятил этому предмету в «Происхождении Человека» (гл. XIII) Посетители Лондонского Зоологического Сада знакомы также с красиво украшенной беседкой «атласной птицы»[2], устраиваемой с тою же целью. Но этот обычай

  1. Не только многочисленные виды птиц обладают привычкой собираться вместе — во многих случаях всегда на одном и том же месте — для всякого рода забав и танцев, но, по наблюдению W. H. Gudson, почти все млекопитающие и птицы («может быть в действительности все без исключения») часто предаются более или менее регулярным или определённым играм, молчаливым или сопровождаемым звуками, или же исключительно звуковым. (стр. 264).
  2. Эта австралийская птица, сродная нашей иволге и называемая англичанами Satin Bower bird строит себе, вместо гнезда, беседку, (bower) из ветвей, с колыбелькою, украшенной всевозможными яркими предметами: перьями попугаев, ракушками и т. д. Латинское название этой птицы: Ptilonorhynchus holosericlus.