Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/83

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

(относящійся къ двумъ видамъ дроздовъ) оказывается по позднѣйшимъ наблюденіямъ сомнительнымъ[1]. Но если мы станемъ искать дальнѣйшихъ подробностей, съ цѣлью убѣдиться, на сколько уменьшеніе одного вида действительно обусловливается возрастаніемъ другого вида, то мы найдемъ, что Дарвинъ, со своей обычной прямотой, говоритъ слѣдующее:

„Мы можемъ догадываться (dimly see) почему состязаніе должно быть особенно сурово между родственными формами, заполняющими почти одно и то же мѣсто въ природѣ; но вѣроятно ни въ одномъ случаѣ мы не могли бы съ точностью опредѣлить, почему одинъ видъ одержалъ побѣду надъ другимъ въ великой битвѣ жизни“.

Что же касается Уоллэса, приводящаго, въ своемъ изложеніи дарвинизма тѣ же самые факты, но подъ слегка видоизмѣненнымъ заголовкомъ (Борьба за существование между близко родственными животными и растеніями часто бываетъ наиболѣе сурова“), то онъ дѣлаетъ нижеслѣдующее замѣчаніе, дающее вышеприведеннымъ фактамъ совершенно иное освѣщеніе. Онъ говоритъ (курсивъ мой):

  1. Одинъ видъ ласточекъ, какъ утверждаютъ, вызвалъ уменьшеніе численности одного другого вида ласточекъ въ Сѣверной Америкѣ; недавнее увеличеніе въ Шотландіи числа дроздовъ, большихъ рябинниковъ (T. viscivorus), повело къ уменьшенію числа пѣвчихъ дроздовъ; бурая крыса заняла мѣсто черной крысы въ Европѣ; въ Россіи маленькіе тараканы вездѣ вытѣснили своихъ болѣе крупныхъ сородичей; и въ Австраліи привозныя ульевыя пчелы быстро истребляютъ туземныхъ маленькихъ, безжалыхъ пчелъ. Два другіе случая, но относящіеся уже къ прирученнымъ животнымъ, упомянуты въ предшествующемъ параграфѣ. Приводя тѣ же факты, А. Р. Уоллэсъ, замѣчаетъ въ сноскѣ, по поводу Шотландскихъ дроздовъ: «Проф. А. Ньютонъ, однако, сообщаетъ мнѣ что эти виды не сталкиваются между собой такимъ образомъ, какъ сказано» («Darwinism», стр. 34). Что же касается до бурой крысы то извѣстно, что, вслѣдствіе ея земноводныхъ привычекъ, она обыкновенно водится въ низко лежащихъ помѣщеніяхъ человѣческихъ жилищъ (въ подвалахъ, водосточныхъ трубахъ и т. п.), а также на берегахъ каналовъ и рѣкъ; она пускается въ отдаленныя переселенія, собираясь для этого безчисленными стадами. Черная же крыса, напротивъ, предпочитаетъ помѣщаться въ самихъ людскихъ жилищахъ, подъ полами, а также въ конюшняхъ и амбарахъ. Она, такимъ образомъ, подвергается въ гораздо большей степени опасности быть истребленной человѣкомъ; и поэтому нельзя утверждать, съ какой бы то ни было степенью увѣренности, чтобы черная крыса истреблялась, или вытѣснялась, путемъ лишенія пищи, бурою крысою, а не изводилась человѣкомъ.
Тот же текст в современной орфографии

(относящийся к двум видам дроздов) оказывается по позднейшим наблюдениям сомнительным[1]. Но если мы станем искать дальнейших подробностей, с целью убедиться, насколько уменьшение одного вида действительно обусловливается возрастанием другого вида, то мы найдём, что Дарвин, со своей обычной прямотой, говорит следующее:

«Мы можем догадываться (dimly see), почему состязание должно быть особенно сурово между родственными формами, заполняющими почти одно и то же место в природе; но вероятно ни в одном случае мы не могли бы с точностью определить, почему один вид одержал победу над другим в великой битве жизни».

Что же касается Уоллэса, приводящего, в своём изложении дарвинизма те же самые факты, но под слегка видоизмененным заголовком (Борьба за существование между близко родственными животными и растениями часто бывает наиболее сурова»), то он делает нижеследующее замечание, дающее вышеприведённым фактам совершенно иное освещение. Он говорит (курсив мой):

  1. Один вид ласточек, как утверждают, вызвал уменьшение численности одного другого вида ласточек в Северной Америке; недавнее увеличение в Шотландии числа дроздов, больших рябинников (T. viscivorus), повело к уменьшению числа певчих дроздов; бурая крыса заняла место чёрной крысы в Европе; в России маленькие тараканы везде вытеснили своих более крупных сородичей; и в Австралии привозные ульевые пчёлы быстро истребляют туземных маленьких, безжалых пчёл. Два другие случая, но относящиеся уже к прирученным животным, упомянуты в предшествующем параграфе. Приводя те же факты, А. Р. Уоллэс, замечает в сноске, по поводу Шотландских дроздов: «Проф. А. Ньютон, однако, сообщает мне, что эти виды не сталкиваются между собой таким образом, как сказано» («Darwinism», стр. 34). Что же касается до бурой крысы то известно, что, вследствие её земноводных привычек, она обыкновенно водится в низко лежащих помещениях человеческих жилищ (в подвалах, водосточных трубах и т. п.), а также на берегах каналов и рек; она пускается в отдалённые переселения, собираясь для этого бесчисленными стадами. Чёрная же крыса, напротив, предпочитает помещаться в самих людских жилищах, под полами, а также в конюшнях и амбарах. Она, таким образом, подвергается в гораздо большей степени опасности быть истреблённой человеком; и поэтому нельзя утверждать, с какой бы то ни было степенью уверенности, чтобы чёрная крыса истреблялась, или вытеснялась, путём лишения пищи, бурою крысою, а не изводилась человеком.