Страница:Война России с Турцией 1877—1878 года (Гарковенко 1879).djvu/5

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ченіи нѣсколькихъ вѣковъ обливалась кровью предковъ и родичей и оглашалась воплями страдальцевъ.

Русскіе, сбросивъ оковы съ порабощенныхъ, доказали Турціи, что славянскія племена имѣютъ сильныхъ защитниковъ, защитниковъ безкорыстныхъ и великодушныхь. Съ побѣдой, одержанной надъ турками, сопряжено было важное значеніе Россіи въ глазахъ всей Европы, потому что русскіе, въ борьбѣ съ неменѣе сильнымъ врагомъ умѣли поддержать свою нравственную честь и прежнюю военную славу. — И теперь, какъ всегда, Россія не покраснѣетъ предъ памятью предковъ - героевъ, побѣдами которыхъ славна и сильна и которыхъ именами — гордится.

Съ войны 1877—78 годовъ вѣнокъ побѣдной славы принадлежитъ всему русскому воинству безразлично. Если руководившіе войной вожди-полководцы имѣютъ право на лавры за умѣнье вести войну и одерживать побѣды, то неменьшее право имѣютъ на это наши простые воины за то, что стой костью, выносливостью и безпримѣрною храбростью во всякое время дня и ночи давали возможность своимъ начальникамъ приводить стратегическія идеи въ исполненіе и одерживать побѣды. Въ страшные жары, въ сильную вьюгу и холодъ, наши воины шли на встрѣчу опасности, безропотно выполняя команду своего начальника. Выдерживая сильные натиски непріятеля и страшную пальбу, храбрые успѣвали тамъ, гдѣ окончательно было невозможно надѣяться. Вообще — русскій солдатъ въ эту войну, предъ лицомъ всей Европы и ея военныхъ представителей, показалъ себя до такой степени «солдатомъ», что нашей русской арміи позаводовали всѣ европейскіе военные агенты, бывшіе на войнѣ. Русскій воинъ, будучи хорошимъ исполнителемъ дисциплины, одаренъ хладнокровіемъ, смѣлостью, выносливостью въ тяжелыя минуты битвы; въ тоже время религіозенъ, добръ и ласковъ даже съ такими врагами, какъ турки и — прекрасный товарищъ!

Можно ли послѣ этого отказать русскому солдату въ томъ, что онъ обладаетъ такими совершенствами, какія дѣйствительно можно позавидовать любой Европейской арміи.

Весьма понятно что Государь Императоръ, зная добрыя качества нашихъ русскихъ солдатъ, жалѣлъ ихъ, отпуская на войну, исходъ которой былъ тогда неизвѣстенъ. Но надежды Его оправдалисъ, хотя было не мало погибшихъ на полѣ битвы… Что дѣлать! Вѣчная память и мученическій вѣнецъ погибшимъ за святое и правое дѣло!

Отдавъ должное храброму воинству за побѣды, оказанныя на обоихъ театрахъ войны, находимъ не менѣе нужнымъ сказать, что вся Россія сочуственно отнеслась къ дѣлу войны - не словомъ, а дѣломъ.


Тот же текст в современной орфографии

чение нескольких веков обливалась кровью предков и родичей и оглашалась воплями страдальцев.

Русские, сбросив оковы с порабощенных, доказали Турции, что славянские племена имеют сильных защитников, защитников бескорыстных и великодушныхь. С победой, одержанной над турками, сопряжено было важное значение России в глазах всей Европы, потому что русские, в борьбе с не менее сильным врагом умели поддержать свою нравственную честь и прежнюю военную славу. — И теперь, как всегда, Россия не покраснеет пред памятью предков - героев, победами которых славна и сильна и которых именами — гордится.

С войны 1877—78 годов венок победной славы принадлежит всему русскому воинству безразлично. Если руководившие войной вожди-полководцы имеют право на лавры за уменье вести войну и одерживать победы, то не меньшее право имеют на это наши простые воины за то, что стойкостью, выносливостью и беспримерною храбростью во всякое время дня и ночи давали возможность своим начальникам приводить стратегические идеи в исполнение и одерживать победы. В страшные жары, в сильную вьюгу и холод, наши воины шли навстречу опасности, безропотно выполняя команду своего начальника. Выдерживая сильные натиски неприятеля и страшную пальбу, храбрые успевали там, где окончательно было невозможно надеяться. Вообще — русский солдат в эту войну, пред лицом всей Европы и её военных представителей, показал себя до такой степени «солдатом», что нашей русской армии позаводовали все европейские военные агенты, бывшие на войне. Русский воин, будучи хорошим исполнителем дисциплины, одарен хладнокровием, смелостью, выносливостью в тяжелые минуты битвы; в тоже время религиозен, добр и ласков даже с такими врагами, как турки и — прекрасный товарищ!

Можно ли после этого отказать русскому солдату в том, что он обладает такими совершенствами, какие действительно можно позавидовать любой Европейской армии.

Весьма понятно что Государь Император, зная добрые качества наших русских солдат, жалел их, отпуская на войну, исход которой был тогда неизвестен. Но надежды Его оправдались, хотя было немало погибших на поле битвы… Что делать! Вечная память и мученический венец погибшим за святое и правое дело!

Отдав должное храброму воинству за победы, оказанные на обоих театрах войны, находим не менее нужным сказать, что вся Россия сочуственно отнеслась к делу войны - не словом, а делом.