Страница:Вокруг света в восемьдесят дней (Жюль Верн; Русский Вестник 1872−73).pdf/3

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


 425
 

леннаго угла на землѣ о которомъ бы онъ не имѣлъ самаго точнаго понятія. Иногда въ нѣсколькихъ словахъ, краткихъ и ясныхъ, онъ поправлялъ безчисленные толки, ходившіе въ клубѣ о путешественникахъ заблудившихся или пропавшихъ безъ вѣсти; онъ указывалъ на дѣйствительныя вѣроятности, и слова его нерѣдко казались внушеніемъ какого-то предвидѣнія, того что̀ называютъ „вторымъ зрѣніемъ“, такъ какъ событія подъ конецъ всегда ихъ оправдывали. То былъ человѣкъ который долженъ былъ путешествовать вездѣ, по крайней мѣрѣ въ воображеніи.

Несомнѣнно было только одно что въ теченіе многихъ лѣтъ Филеасъ Фоггъ не выѣзжалъ изъ Лондона. Тѣ кто имѣли честь знать его нѣсколько ближе свидѣтельствовали что никто и никогда не видалъ его въ иномъ мѣстѣ, кромѣ прямой дороги по которой онъ ежедневно проходилъ отъ своего жилища въ клубъ. Единственнымъ занятіемъ его было чтеніе газетъ и игра въ вистъ. Въ эту игру безмолвія, столь свойственную его натурѣ, онъ часто выигрывалъ, но выигрышъ онъ не пряталъ къ себѣ въ карманъ, а включалъ въ бюджетъ раздаваемыхъ имъ пособій. Къ тому же надо замѣтить что очевидно мистеръ Фоггъ игралъ для того чтобъ играть, а не для того чтобы выигрывать; игра была для него сраженіемъ, борьбой противъ затрудненій, но борьбой безъ движенія, безъ перемѣны мѣста, безъ утомленія, и это также согласовалось съ его характеромъ.

Сколько извѣстно было, у Филеаса Фогга не было ни жены, ни дѣтей, — что̀ можетъ случиться съ самыми честными людьми; ни друзей, ни родныхъ, — что̀ конечно бываетъ гораздо рѣже. Филеасъ Фоггъ жилъ одинъ въ своемъ домѣ въ Савилль-Роу, куда никто не проникалъ. О его домашней жизни никогда не было рѣчи. Для прислуги у него былъ только одинъ человѣкъ. Завтракалъ и обѣдалъ онъ въ клубѣ, въ часы хронометрически опредѣленные, въ одной и той же залѣ, за однимъ и тѣмъ же столомъ, не угощая никого изъ своихъ товарищей, не приглашая никого посторонняго; онъ возвращался домой только затѣмъ чтобы лечь въ постель ровно въ полночь, и никогда не пользовался тѣми комфортабельными комнатами которыя его клубъ предоставляетъ въ распоряженіе своихъ членовъ. Изъ двадцати четырехъ часовъ онъ проводилъ десять у себя дома, гдѣ спалъ или одѣвался. Если онъ прогуливался, то всегда одинаково, ровнымъ шагомъ, по входной залѣ