Страница:Вопросы философии и психологии 18.pdf/181

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

теософы, манасъ еще очень слабъ, и рѣдко кто имъ обладаетъ. Большинство смертныхъ имѣютъ его лишь въ зачаточномъ состояніи.

Послѣ смерти высшія части манаса раздѣляются на двѣ группы. Чистѣйшая изъ нихъ, болѣе одухотворенная, соединяется съ 6-мъ принципомъ и восходитъ въ область безсмертныхъ духовъ. Тамъ пребываетъ она въ покоѣ, продолжительность и блаженство котораго пропорціональны чистотѣ мыслей и поступковъ человѣка во время его земной жизни. Высшія частицы манаса переживаютъ тамъ подобіе дѣтства, юности, зрѣлости, старости и дряхлости, а затѣмъ снова окунаются въ матерію, то-есть перевоплощаются или на нашей землѣ, или на другой какой-либо планетѣ.

Группа же частицъ манаса менѣе возвышенныхъ присоединяется къ элементарному остатку 4-го принципа и его укрѣпляетъ.

Бываютъ исключительные случаи, когда, вслѣдствіе чисто звѣриныхъ своихъ поступковъ, человѣкъ теряетъ всѣ духовные элементы, а слѣдовательно и какую-либо надежду на нирвану. Это и есть уничтоженіе, смерть души, новое и ужь безнадежное паденіе въ глубину матеріи. Точно такъ же идіоты и кретины не могутъ развить годнаго для нирваны духа, ибо не заключаютъ въ себѣ ровно никакихъ элементовъ безсмертія.

Тутъ мы наталкиваемся на нѣкоторую неожиданность. Намъ все время толкуютъ о добрыхъ и злыхъ дѣлахъ, отъ которыхъ, очевидно, зависитъ вся дальнѣйшая судьба человѣческаго «матеріальнаго духа», стремящагося къ нирванѣ. Между тѣмъ это только «теософическая» хитрость. Оказывается, что для того, чтобы за гробомъ, послѣ нѣкотораго «астральнаго» томленія, не разсыпаться прахомъ, вовсе не надо добрыхъ дѣлъ при жизни, и что творя самыя злыя дѣла и величайшія преступленія — отлично можно, тѣмъ не менѣе, сохранить свою душу и благополучно, даже несравненно скорѣе самыхъ святыхъ людей, достигнуть нирваны.

Все это развиваетъ и, по-своему, доказываетъ Синнеттъ въ VIII главѣ «Эсотерическаго буддизма», названной имъ: «Прогрессъ человѣчества». Тамъ, между прочимъ, мы читаемъ: "Весьма заблуждаются думающіе, что то, что мы, при нашихъ теперешнихъ взглядахъ и мысляхъ, называемъ порокомъ и добродѣтелью,