Страница:Воронцов В.П. Судьбы капитализма в России.pdf/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


даній вынесъ уже и будетъ еще выносить русскій крестьянинъ, сколько катастрофъ предстоитъ пережить обществу! Для поддержанія призрака крупнаго производства мы уничтожаемъ запасы хлѣба, истощаемъ почву, раззоряемъ населеніе и, такимъ образомъ, не только подготовляемъ промышленный кризисъ, но и принимаемъ мѣры оказаться передъ нимъ совершенно беззащитными. Пусть угрожающее намъ въ настоящемъ году бѣдствіе пройдетъ благополучно, кто поручится, что черезъ немного лѣтъ не посѣтитъ нашу страну новое такое же несчастіе, сопротивляться которому народъ, — еще сильнѣе истощенный продолжающимся жертвоприношеніемъ англійскому режиму и желудку — и все общество, — еще больше ослабленное непосильной борьбой съ временемъ за процвѣтаніе капиталистическаго производства — будутъ еще менѣе въ состояніи, чѣмъ въ настоящее время. Стоитъ только хорошенько это понять, и своевременными мѣрами, основанными на принципѣ покровительства мелкой добывающей и обработывающей промышленности, можно не только поднять и упрочить народное благосостояніе, но и ослабить кризисъ капиталистическаго производства, къ которому оно быстро и вѣрно стремится.

Но нельзя-ли какъ-нибудь поддержать крупное хозяйство, не можетъ-ли капиталистическое земледѣліе сохраниться, напримѣръ, въ формѣ фермерской организаціи?

Вмѣсто отвѣта мы спросимъ: — почему же оно до сихъ поръ не принимаетъ этой формы? Вѣдь не землевладѣльцы тому причиной; они сами жалуются на отсутствіе благонадежныхъ и знающихъ арендаторовъ; почему же таковыхъ не обрѣтается? — Одинъ изъ наиболѣе здравомыслящихъ защитниковъ этой системы, г. Неручевъ, объясняетъ тавое явленіе слѣдующимъ образомъ.

Крестьянинъ, сильно стѣсненный малоземельемъ (и не желающій, прибавимъ, превращаться въ батрака), готовъ взять на себя часто непосильную обузу, лишь бы вырвать у помѣщика бразды сельско-хозяйственнаго управленія: онъ отдаетъ землевладѣльцу не только ренту, но и значительную часть предпринимательской прибыли, оставляя себѣ лишь обыкновенное вознагражденіе за трудъ, только бы побудить его бросить хозяйство, которое и захватываетъ въ свои руки. Поэтому, у насъ встрѣчается такое странное на первый взглядъ противорѣчіе, что, при ннчтожности зернового дохода отъ земли, ея наемная и продажная цѣна высока: «личное (помѣщичье) веденіе хозяйства прекращается за невыгодностью дѣла, а покупная цѣна на землю, на которой хозяйство останавливается за невыгодностью, все растетъ и ра-