Страница:Восемьдесят тысяч вёрст под водой (Жюль Верн, пер. Марко Вовчок, 1870).djvu/398

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 819 —

Въ самомъ дѣлѣ, однообразная жизнь на „Наутилусѣ“ должно быть была невыносима для канадца, который привыкъ къ жизни дѣятельной и свободной. Развлеченія, доступныя ему, были рѣдки.

Впрочемъ, въ этотъ день случилось происшествіе, которое напомнило ему красные дни.

Около одинадцати часовъ утра „Наутилусъ“ выплылъ на поверхность океана и очутился между цѣлымъ полчищемъ китовъ.

Китъ игралъ очень значительную роль въ морскомъ мірѣ и имѣлъ важное вліяніе на географическія открытія. Китъ увлекъ за собою прежде Басковъ, потомъ Астурійцевъ, Англичанъ и Голандцевъ, научилъ пренебрегать опасностями и провелъ съ одного конца земли до другаго. Киты любятъ посѣщать южныя и полуночныя моря. Старинныя легенды увѣряютъ, что они заводили китолововъ почти до самаго сѣвернаго полюса.

Если это еще не фактъ, то удачное предсказаніе. Очень вѣроятно, что охотясь за китами въ арктическихъ или антарктическихъ моряхъ, люди современемъ достигнутъ до этой неизвѣстной точки земнаго шара.

Мы сидѣли на платформѣ. Море было тихо. Подъ этими широтами октябрь не похожъ на нашу осень — погода была велико¬ лѣпная.

Вдругъ Недъ преобразился.

— Что такое Недъ? спросилъ я.

— Вонъ тамъ, на востокѣ, — вонъ тамъ! Китъ въ виду!

Присмотрѣвшись внимательно, можно было различить черновавую спину, которая то приподнималась, то опускалась на волнахъ.

— Онъ далеко? снросилъ Консейль.

— Миляхъ въ пяти, отвѣчалъ я.

— Эхъ, кабы я былъ на китоловномъ суднѣ! вскрикнулъ Недъ Лендъ: потѣшилъ бы я свою душу! Это здоровенная тварь. Смотрите, каковы столбища-то выбрасываетъ! Тысячу чертей съ чертенятами! за что я тутъ, какъ какая нибудь каналья, прикованъ!

— Неужто вы все еще не выбросили изъ головы китоловство, Недъ? спросилъ я.