Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/88

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 51 —

сается лишь природы самого понятія, т.-е. она есть внѣшнее сравненіе; указаніе на опредѣленность послѣдняго рода служитъ лишь къ уясненію или предварительному намеку на тотъ путь, который обнаруживается въ самомъ развитіи. Что цѣлое, единство бытія и ничто, имѣетъ одностороннюю опредѣленность бытія, есть внѣшняя рефлексія; въ отрицаніи же, въ нѣчто и другомъ и т. д., оно достигнетъ того, чтобы быть положеннымъ. Мы обращаемъ здѣсь вниманіе на указанное различіе; дать же отчетъ во всемъ, что рефлексія можетъ позволить себѣ замѣтить,. значило бы вдаться въ излишнія подробности, предварить то, что окажется въ самомъ предметѣ. Если такія рефлексіи могутъ служить къ облегченію обзора, а слѣдовательно и пониманія, то съ другой стороны онѣ приводятъ къ тому неудобству, что могутъ считаться неоправданными утвержденіями, доводами и основами для послѣдующаго. Поэтому имъ не слѣдуетъ придавать значеніе большее того, какое онѣ должны имѣть, и надлежитъ отличать ихъ отъ того, чтб есть моментъ въ развитіи самого предмета.

Существованіе соотвѣтствуетъ бытію предыдущей сферы. Но бытіе есть неопредѣленное, и потому въ немъ не оказывается никакихъ опредѣленій. Существованіе же есть опредѣленное бытіе, нѣчто конкретное; поэтому въ немъ сейчасъ же обнаруживаются многія опредѣленія, различный отношенія его моментовъ.

Ь. Качество.

Въ силу непосредственности, въ какой въ существованіи бытіе и ничто суть единое, они вполнѣ совпадаютъ; поскольку существованіе есть сущее, постольку же оно есть небытіе, опредѣленное. Бытіе не есть общее, а опредѣленность — частное. Опредѣленность еще не отдѣлилась отъ бытія; правда, опа уже отъ него и не отдѣлится, такъ какъ съ этихъ поръ лежащая въ основѣ истина есть единство небытія и бытія; изъ нея, какъ изъ основанія, получаются всѣ дальнѣйшія опредѣленія. Но отношеніе, въ которомъ здѣсь опредѣленность стоитъ къ бытію, есть ихъ непосредственное единство, такъ что еще не положено никакого ихъ различія.

Опредѣленность, изолированная такъ для себя, какъ сущая опредѣленность, есть качество, — нѣчто вполнѣ простое, непосредственное. Опредѣленность вообще есть нѣчто болѣе общее, такъ какъ она можетъ быть также и количественною, и обладать дальнѣйшими опредѣленіями. Вслѣдствіе такой простоты о качествѣ, какъ таковомъ, ничего нельзя болѣе сказать.

Но существованіе, въ которомъ столь же содержится ничто, какъ и бытіе, есть само мѣра для односторонности качества, какъ лишь непосредственной или сущей опредѣленности. Она должна быть положена также въ опредѣленіи чрезъ ничто, вслѣдствіе чего непосредственная или сущая опредѣленность полагается, какъ различенная, рефлектированная; ничто, какъ опредѣленное нѣкоторымъ опредѣленіемъ, есть также нѣчто рефлектированное, отрицаніе. Качество, отличенное какъ сущее, есть реальность, какъ подпавшее же


Тот же текст в современной орфографии

сается лишь природы самого понятия, т. е. она есть внешнее сравнение; указание на определенность последнего рода служит лишь к уяснению или предварительному намеку на тот путь, который обнаруживается в самом развитии. Что целое, единство бытия и ничто, имеет одностороннюю определенность бытия, есть внешняя рефлексия; в отрицании же, в нечто и другом и т. д., оно достигнет того, чтобы быть положенным. Мы обращаем здесь внимание на указанное различие; дать же отчет во всём, что рефлексия может позволить себе заметить,. значило бы вдаться в излишние подробности, предварить то, что окажется в самом предмете. Если такие рефлексии могут служить к облегчению обзора, а следовательно и понимания, то с другой стороны они приводят к тому неудобству, что могут считаться неоправданными утверждениями, доводами и основами для последующего. Поэтому им не следует придавать значение большее того, какое они должны иметь, и надлежит отличать их от того, чтб есть момент в развитии самого предмета.

Существование соответствует бытию предыдущей сферы. Но бытие есть неопределенное, и потому в нём не оказывается никаких определений. Существование же есть определенное бытие, нечто конкретное; поэтому в нём сейчас же обнаруживаются многие определения, различный отношения его моментов.

Ь. Качество.

В силу непосредственности, в какой в существовании бытие и ничто суть единое, они вполне совпадают; поскольку существование есть сущее, постольку же оно есть небытие, определенное. Бытие не есть общее, а определенность — частное. Определенность еще не отделилась от бытия; правда, опа уже от него и не отделится, так как с этих пор лежащая в основе истина есть единство небытия и бытия; из неё, как из основания, получаются все дальнейшие определения. Но отношение, в котором здесь определенность стоит к бытию, есть их непосредственное единство, так что еще не положено никакого их различия.

Определенность, изолированная так для себя, как сущая определенность, есть качество, — нечто вполне простое, непосредственное. Определенность вообще есть нечто более общее, так как она может быть также и количественною, и обладать дальнейшими определениями. Вследствие такой простоты о качестве, как таковом, ничего нельзя более сказать.

Но существование, в котором столь же содержится ничто, как и бытие, есть само мера для односторонности качества, как лишь непосредственной или сущей определенности. Она должна быть положена также в определении чрез ничто, вследствие чего непосредственная или сущая определенность полагается, как различенная, рефлектированная; ничто, как определенное некоторым определением, есть также нечто рефлектированное, отрицание. Качество, отличенное как сущее, есть реальность, как подпавшее же