Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/110

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 101 —
ТРЕТЬЯ ГЛАВА.
Существенное отношеніе.

Истина явленія есть существенное отношеніе. Содержаніе послѣдняго есть непосредственная самостоятельность, и именно (вмѣстѣ) сущая самостоятельность и рефлектированная самостоятельность или тожественная себѣ рефлексія. Вмѣстѣ съ тѣмъ оно въ этой самостоятельности есть нѣчто относительное, просто лишь рефлексія въ свое другое или единство отношенія со своимъ другимъ. Въ этомъ единствѣ самостоятельное содержаніе есть нѣчто положенное, снятое; но именно это единство составляетъ его существенность и самостоятельность; эта рефлексія въ другое есть рефлексія въ себя само. Отношеніе имѣетъ стороны, такъ какъ оно есть рефлексія въ другое; такимъ образомъ оно имѣетъ въ немъ отличеніе себя самого; и стороны имѣютъ самостоятельную устойчивость, такъ какъ онѣ преломлены въ себя самихъ въ ихъ взаимномъ безразличномъ различіи; такъ что устойчивость каждой изъ нихъ равнымъ образомъ имѣетъ свое значеніе лишь въ отношеніи къ другой или въ ихъ отрицательномъ единствѣ.

Существенное отношеніе не есть поэтому еще истинное третье относительно сущности и осуществленія; но оно уже содержитъ въ себѣ опредѣленное соединеніе обѣихъ. Сущность реализована въ немъ такъ, что она обладаетъ въ своей устойчивости самостоятельными осуществленіями; и эти послѣднія возвратились изъ ихъ безразличія въ ихъ существенное единство, такъ что имѣютъ устойчивость лишь въ немъ. Опредѣленія рефлексіи — положительное и отрицательное — также рефлектированы въ себѣ, лишь какъ рефлектированныя въ противоположное имъ; но они не имѣютъ никакого иного опредѣленія кромѣ этого своего отрицательнаго единства; напротивъ, существенное отношеніе имѣетъ эти опредѣленія въ своихъ сторонахъ, которыя положены, какъ самостоятельныя полноты. Это такое же противоположеніе, какъ положительнаго и отрицательнаго, но вмѣстѣ съ тѣмъ такое, какъ міра и его изнанки. Каждая сторона существеннаго отношенія есть полнота, но такая, которой существенно обладаніе своею противоположностью, своимъ потустороннимъ; это отношеніе есть лишь явленіе; его осуществленіе есть собственно не его, а его другого. Поэтому оно есть нѣчто преломленное внутри себя самого; но это его снятіе состоитъ въ томъ, что оно есть единство себя самого и его другого, стало быть нѣкоторое цѣлое, и именно потому ему принадлежитъ самостоятельное осуществленіе, и оно есть существенная рефлексія въ себя.

Таково понятіе отношенія. Но содержащееся въ немъ тожество ближайшимъ образомъ есть еще не полное; полнота, свойственная каждому относительному въ себѣ самомъ, есть еще нѣчто внутреннее; каждая сторона отношенія ближайшимъ образомъ положена въ одномъ изъ опредѣленій отрица


Тот же текст в современной орфографии
ТРЕТЬЯ ГЛАВА.
Существенное отношение.

Истина явления есть существенное отношение. Содержание последнего есть непосредственная самостоятельность, и именно (вместе) сущая самостоятельность и рефлектированная самостоятельность или тожественная себе рефлексия. Вместе с тем оно в этой самостоятельности есть нечто относительное, просто лишь рефлексия в свое другое или единство отношения со своим другим. В этом единстве самостоятельное содержание есть нечто положенное, снятое; но именно это единство составляет его существенность и самостоятельность; эта рефлексия в другое есть рефлексия в себя само. Отношение имеет стороны, так как оно есть рефлексия в другое; таким образом оно имеет в нём отличение себя самого; и стороны имеют самостоятельную устойчивость, так как они преломлены в себя самих в их взаимном безразличном различии; так что устойчивость каждой из них равным образом имеет свое значение лишь в отношении к другой или в их отрицательном единстве.

Существенное отношение не есть поэтому еще истинное третье относительно сущности и осуществления; но оно уже содержит в себе определенное соединение обеих. Сущность реализована в нём так, что она обладает в своей устойчивости самостоятельными осуществлениями; и эти последние возвратились из их безразличия в их существенное единство, так что имеют устойчивость лишь в нём. Определения рефлексии — положительное и отрицательное — также рефлектированы в себе, лишь как рефлектированные в противоположное им; но они не имеют никакого иного определения кроме этого своего отрицательного единства; напротив, существенное отношение имеет эти определения в своих сторонах, которые положены, как самостоятельные полноты. Это такое же противоположение, как положительного и отрицательного, но вместе с тем такое, как мира и его изнанки. Каждая сторона существенного отношения есть полнота, но такая, которой существенно обладание своею противоположностью, своим потусторонним; это отношение есть лишь явление; его осуществление есть собственно не его, а его другого. Поэтому оно есть нечто преломленное внутри себя самого; но это его снятие состоит в том, что оно есть единство себя самого и его другого, стало быть некоторое целое, и именно потому ему принадлежит самостоятельное осуществление, и оно есть существенная рефлексия в себя.

Таково понятие отношения. Но содержащееся в нём тожество ближайшим образом есть еще не полное; полнота, свойственная каждому относительному в себе самом, есть еще нечто внутреннее; каждая сторона отношения ближайшим образом положена в одном из определений отрица